Что ищут пользователи:

CексОтношенияАвтоНовостиПогода

Пока что на атомной тяге передвигаются немногие крупные корабли и подлодки. Но и попыток создать миниатюрный атомный автомобиль тоже хватает.

Проблема создания компактного ядерного реактора, который бы мог спасти планету от топливного кризиса и истощения ресурсов, а заодно быть недорогим, чтобы использоваться в гражданском автопроме, волнует человечество уже давно: примерно с того момента, как стали появляться атомные электростанции и взрываться атомные бомбы

Читай также: Железный "циклоп": как выглядел первый советский спорткар?

Основной проблемой представляются размеры ядерного двигателя, ведь одна только система охлаждения, требующая постоянного притока свежего теплоносителя, занимает столько места, что полезное пространство атомного автомобиля сводится к нулю. Именно потому подобный источник энергии остается фантастикой. 

Несколько концептов атомных автомобилей в XX веке увидели свет: некоторые в виде макетов, некоторые в виде набросков. Вспышек интереса к наземному атомному транспорту было две: в 1950-1960-х и в 2010-2011 годах. Первая была связана с гонкой вооружений и стремлением двух супердержав (СССР и США) обогнать друг друга в "технологическом превосходстве". А второй период заинтересованности вызван открытием управляемого термоядерного синтеза, из-за чего компании стараются разработать концепт, где этот принцип будет применим. О последнем сегодня и расскажем.

Ford Nucleon (1957)

Ford Nucleon c футуристическим дизайном

Ford Nucleon c футуристическим дизайном

Источник: Pinterest

Концепт-кар Ford Nucleon был самым знаменитым атомным автомобилем. Он - первая подобная разработка, а также одна из машин, созданная в виде макета и продемонстрированная на автошоу. 

"Нуклеон" был продуктом серьезной работы инженеров и техников, продуман до винтика: учтены были необходимость обслуживания на дорогах, а также фактор опасности облучения пассажиров. Оставалось всего лишь придумать соответствующий двигатель. 

Читай также: ТОП-5 самых примечательных автомобилей и концептов Франкфуртского автосалона-2019

В 1957 году концепт был готов. Правда, его функциональность вызывала сомнения: всего 2 места, крошечный багажник и огромный двигатель сзади. В качестве развлечения - неплохо, но в качестве семейного авто, которым ему предназначалось быть, - нет. Ядерная установка, занимавшая 2/3 объёма и массы автомобиля, была уменьшенной копией стандартного реактора S2W подводной лодки USS Nautilus. Но в реальности уменьшить 35-тонную 6-метровую махину до размеров авто было нереально. В теории же нужно было разместить сам реактор, парогенератор и две турбины: одна должна была создавать крутящий момент, другая - крутить электрогенератор. Охлаждение должно было реализовываться с помощью конденсации отработавшего пара обратно в воду.

Уильям Форд рядом с моделью концепт-кара, 1957 год

Уильям Форд рядом с моделью концепт-кара, 1957 год

Источник: Pinterest

Заправка, правда, была труднореализуемой: новые урановые стержни в реактор вставить проблематично, поэтому просто менялся реактор. Одной "заправки" должно было хватать от 8000 км до 30 000 км. Ну а преимуществами "Нуклеона" считались надежность, экологичность и тихий ход. 

Вторая версия Ford Nucleon с дизайнерскими крыльями

Вторая версия Ford Nucleon с дизайнерскими крыльями

Источник: Pinterest

Ford Nucleon был изготовлен в виде макета в масштабе 3:8, показан на ряде выставок и салонов. Полноразмерную копию машины не было смысла строить, поскольку компания Ford не имела достаточных мощностей для разработки собственного атомного движка. После этого амбициозный проект свернули, но спустя 5 лет он получил продолжение. 

Ford Seattle-ite XXI (1962)

Читай также: Маслкары и дорожные шедевры: 10 самых дорогих и редких авто Ford

В 1961 году ООН приняла знаменитую декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия, а значит, лабораториям пришлось свернуть все исследования военной отрасли и повернуть их в мирное русло. В Ford сориентировались и тут же дали задание инженерам продолжить разработку "Нуклеона". Так появился Ford Seattle-ite XXI.

Ford Seattle-ite XXI (1962)

Ford Seattle-ite XXI (1962)

Источник: Pinterest

Читай также: 5 концептов, у которых есть шансы стать толковыми серийными авто

Разработчики сохранили традиционную автомобильную компоновку: двигатель спереди, затем салон, багажник нормальных размеров - огромный автомобиль не нарушал понятия обывателя о прекрасном. Реактор "лежал" на неуправляемой задней оси, а всю массу движка разместили на переднем мосту, обеспечив нормальный радиус разворота и управляемость. Как выход из ситуации были предложены две передние оси, и тогда все четыре колеса поворачивались, при этом выдерживая массу реактора.

В отличие от своего предшественника, Seattle-ite был изготовлен в масштабе 1:1. Уникальным авто был еще и потому, что вся его передняя часть могла отстегнуться и быть заменена на другую. В Seattle-ite можно было менять силовые агрегаты; предполагался экономичный вариант мощностью 60 л.с. и скоростной мощностью 400 л.с.

Так как компактного атомного движка на 1962 год по-прежнему не существовало, инженеры не вдались в подробности его конструкции. Зато насобирали в один концепт большое количество фантастических идей. 

Промо-картинка Seattle-ite: компания надеялась, что в ближайшее время автомобиль можно будет пустить в серию

Промо-картинка Seattle-ite: компания надеялась, что в ближайшее время автомобиль можно будет пустить в серию

Источник: Pinterest

У концепта не было руля, а управлять им предстояло с помощью прототипа современного тачскрина. В салоне был предусмотрен бортовой компьютер (тоже с несуществующим тогда тачскрином), и этот компьютер мог прокладывать маршрут (привет, GPS). Датчики по всему корпусу были призваны учитывать дорожную обстановку, близость других машин и погодные условия. Стёкла Ford Seattle-ite XXI имели изменяемую степень затемнения в зависимости от светового потока снаружи.

Читай также: Сидя на бензине: топовый концепт-байк Confederate G2 P51

Автомобиль получился очень низким и изящным, но технологические барьеры не позволили создать даже опытный образец концепт-кара. Сегодня почти все фантастические идеи, предложенные в Seattle-ite, легко реализуемы. Кроме самой главной - компактного атомного двигателя. Посему данный удивительный автомобиль продолжает поражать воображение конструкторов всего мира.

Ariel Atom (2010)

Прошло несколько десятков лет, прежде чем люди вновь вспомнили об атомных авто. Но на этот раз - дизайнеры. Сингапурский дизайнер Мухаммад Имран вдохновлялся двумя автомобилями - Ford Seattle-ite XXI и легкорамным английским спорткаром Ariel Atom, производящимся небольшой компанией из Сомерсета.

Серийный Ariel Atom выпускается в Сомерсете и никакого отношения к атомной энергии не имеет

Серийный Ariel Atom выпускается в Сомерсете и никакого отношения к атомной энергии не имеет

Источник: Pinterest

Оригинальный "Атом" сделан на базе жёсткого трубчатого экзоскелета и оснащён мощным 245-сильным двигателем Honda. Он довольно быстрый (до 100 км/ч за 2,8 с), но ничего общего с атомной энергией не имеет. 

Ariel Atom сингапурского дизайнера Мухаммада Имрана

Ariel Atom сингапурского дизайнера Мухаммада Имрана

Источник: Pinterest

Ariel Atom сингапурского дизайнера Мухаммада Имрана

Ariel Atom сингапурского дизайнера Мухаммада Имрана

Источник: Pinterest

Ariel Atom Мухаммада Имрана отличается от обоих вдохновителей. Дизайнер постарался сделать авто компактнее, разместив пассажиров одного за другим, а реактор расположил в задней части машины. Правда, есть и ляпы: красивые выхлопные трубы в виде знака радиационной опасности выглядят эффектно, но зачем атомному автомобилю система выхлопа? 

Cadillac World Thorium Fuel (2011)

А вот специалисты компании Laser Power Systems решили пойти по пути технологий и оттолкнуться не от дизайна, а от практических задач. Они отказались от уранового реактора в пользу ториевого. 

Читай также: Ученые придумали атомные автомобили (фото)

Элемент менее радиоактивен, способен заменить уран и плутоний. Кроме того, он дешевле и более распространен. Но схема работы его в ядерном реакторе сложнее. Сначала изотоп торий-232 должен захватить тепловой нейтрон и посредством реакции превратиться в изотоп уран-233; последний уже непосредственно принимает участие в реакции.

Cadillac World Thorium Fuel (2011)

Cadillac World Thorium Fuel (2011)

Источник: Pinterest

Идея ториевого реактора для автомобиля пришла к инженерам в процессе разработки лазера на основе тория. Ториевый лазер выдает не пучок света, а тепловую волну, то есть - энергию.

Концепт-кар Thorium был разработан на базе Cadillac. По компоновке он в точности повторяет Ford Nucleon: вынесенная вперёд кабина и реактор, занимающий 70% полезного пространства автомобиля. Дизайнер и руководитель амбициозного проекта — инженер Лорен Кулесус.

Читай также: Bugatti Veyron и Ко: концепты, которым с дизайном не повезло

Разработка каждого узла авто делается с запасом на 100 лет (примерно на столько хватит одной заправки торием). А вот покрышки придется менять чаще, ведь каждое колесо состоит из 6 отдельных тонких дисков, сидящих на одной оси и снабженным индивидуальным индукционным двигателем. 

P.S.

В общем, довольно интересные и немного опасные концепт-кары до сих пор будоражат воображение автопроизводителей. А пока их создание почти невозможно, творят всяческие Mercedes AVTR, вдохновленные природой фантастической планеты Пандора или танкообразные Tesla Cybertruck

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK