«Я изо всех сил стараюсь быть взрослым»
Заслуженный мастер спорта по плаванию, серебряный призер Олимпийских игр, первый чемпион мира по плаванию в независимой Украине, чемпион мира, чемпион Европы, четырехкратный обладатель Кубка мира по плаванью, обладатель 37 рекордов, один из которых до сих пор не побит, кандидат педагогических наук (диссертация на тему «Реабилитация слабовидящих детей средствами плавания»), Президент «Фонда поддержки молодежи и олимпийского плаванья».
Каким из достижений Вашей жизни Вы гордитесь?
- Чемпионством. Я победил на чемпионате мира и стал серебряным призером на Олимпийских играх в Сиднее. Пожалуй, серебро далось мне тяжелее всего, поэтому и стало самым запоминающимся событием в моей жизни.
Также я горжусь тем, что удостоился чести нести флаг Украины на Олимпийских играх в Афинах.
Опишите хотя бы один рабочий момент, который приводит Вас к мысли “Я люблю то, чем занимаюсь. Это все не зря”.
- В моем случае, это очевидно. Осознаешь, что любишь, когда получаешь результаты своего труда. А результаты работы спортсмена – это успехи на соревнованиях. В моей профессии люди тратят целый год на то, чтобы проплыть каких-то две минуты – протерпеть эти две минуты на дорожке и выложиться на максимум. Если ты сумел это сделать, и вопреки неимоверной усталости, выиграл – чувствуешь непередаваемый восторг.
Но все мы понимаем, что так бывает не всегда. Иногда ты целый год готовишься, потом становишься на старт, устаешь до невозможности, а результата нет. Спортсмену пережить такие моменты очень тяжело.
И как Вы в таких случаях снимаете стресс и усталость?
- Никакого особенного ритуала нет. Просто с возрастом приходит понимание того, что из-за поражения или неудачи нельзя опускать руки.
Когда я только начинал карьеру, мои поражения полностью выбивали почву из-под ног. Помню, в 1996 году я впервые отправился на Олимпийские игры в Америку. До этого никогда не был на соревнованиях такого уровня, но попал вторым в финал. Представьте себе: первый раз приехал на олимпиаду и сразу же ворвался в финал! Меня переполняли эмоции. Я стоял в одной линии с именитыми спортсменами, и все с удивлением смотрели в мою сторону, потому что меня еще никто не знал.
Меня оглушила эйфория: неужели я могу сейчас вот так, с первого раза, попасть в призовые места на олимпиаде? Здорово ведь! Но это меня и подвело: я так переволновался, перенервничал, что не смог себя реализовать. Проплыл хуже своего лучшего результата и стал только шестым.
Это было потрясение. Я замкнулся себе, и когда приехал в Украину, две недели вообще не выходил на улицу – был просто подавлен. Ведь эта медаль почти стала моей – вот она, рядом – и я чувствовал, что мог ее завоевать.
Помогла поддержка тренера. Мы с ним долго работали над этим состоянием. Он меня из него и вытащил.
Я понял, что психологический настрой – это очень важно для спортсмена (да и для любого успешного человека), порой важнее, чем физическое состояние. Правда, на людей моей профессии психологическое состояние накладывает особый отпечаток. Где-то за неделю или даже за месяц до важных соревнований человек начинает сжигать себя изнутри этими волнениями. У него в голове собирается слишком много мыслей: "Сейчас будет состязание и на дорожку выйдут очень сильные соперники, придется выжать из себя все возможное, а ведь я могу устать или еще что-то случится…". Естественно, пребывание в стрессовом состоянии с этими мыслями приводит к тому, что организм совершенно не отдыхает, а все, что ты наработал, грубо говоря, сгорает. И когда, наконец, выходишь на старт – в голове лишь одно желание: быстрей бы это закончилось. Именно потому и важно держать себя в руках и не допускать таких крайностей.
То есть важна постоянная самодисциплина?
- Я бы сказал, огромная дисциплина и работа над собой.
А если речь идет о других людях, кого сложнее дисциплинировать: подчиненных, коллег или собственных детей?
- Детей гораздо тяжелее приучать к порядку, ведь у взрослых уже есть стимул и осознание, почему лишаешь себя чего-то и какова цена жертв. А у детей еще не выработана мотивация, они не понимают, зачем отказываться от игр или отдыха, почему нельзя просто пойти погулять.
Я себя таким помню. Если мне говорили, что сейчас лучше остаться дома и поберечь энергию, потому что завтра ждет тяжелая тренировка, я недоумевал. "Тренировка – так тренировка, – думал я. – Приду и проплыву, как смогу". Все приходит с опытом.
Вы как-то расслабляетесь, когда Вы на работе?
- Я привык отдыхать только во время обеденного перерыва. Как правило, у меня есть полчаса на то, чтобы сделать чай, перекусить и посмотреть на компьютере научно-популярные передачи. В последнее время обратил внимание на сюжеты про Вторую мировую войну – в них много фактов, которые до сегодняшнего дня оставались неизвестными. Я смотрю, отвлекаюсь, а через 30 минут – снова в бой.
Были ли в Вашей карьере случаи, когда Вы сумели сдержать себя, пойти на уступки – и в итоге это принесло Вам неожиданные плоды?
- В основном, это связано с детством. Мне пришлось им пожертвовать ради плавания. Пока ребята в свободное время гуляли во дворе, я бегал с одной тренировки на другую: сначала была утренняя, потом уроки в школе, а после короткого обеда я уже снова шел на вечернюю тренировку. Возвращался поздно вечером, а тут меня еще ждало домашнее задание, которое нужно было делать. Времени не только на гулянки, но и на отдых попросту не хватало.
Но я не жалею ни о чем. Оглядываясь назад, я вижу, что время внесло свои коррективы. Не все мои старые знакомые остались на плаву, пусть даже и хорошо учились. В лучшем случае кто-то из них имеет работу и семью, более-менее сводит концы с концами, а в худшем – умер либо держится из последних сил, ходит по «краю лезвия». Рассуждая с этой перспективы, я не жалею, что лишал себя каких-то удовольствий в детстве, ведь сейчас я имею полноценную жизнь, возможность смотреть мир, узнавать много нового и развиваться.
Какой фактор был ключевым при выборе Вашей профессии? Вы с детства знали, что будете заниматься спортом?
- Конечно, нет! В детстве не хотел заниматься спортом. Я был больным, худеньким и ленивым мальчиком, не уверенным в себе. И все это накладывало огромный отпечаток. Я остался в спорте благодаря родителям. Сначала плаванье мне не нравилось: я воды боялся панически, много раз убегал с тренировок. Но родители все время меня возвращали. Всегда удивлялся, зачем они это делают. На тот момент еще не понимал, что это было предписание врача.
Впрочем, мне повезло: родители угадали мой вид спорта. Многие из ребят, вместе с которыми я занимался и которые также потратили немало лет, желая посвятить спорту всю жизнь, не добились успеха.
Кем бы Вы стали, если бы не ушли в спорт?
- Я пережил некий переломный момент, когда нужно было выбирать – в 8-м классе, еще во времена советского союза. Я тогда ходил в школу милиции, где воспитывали резерв МВД СССР. Это была системная работа по подготовке кадров, которая требовала большой отдачи. Мне предложили войти в класс с юридическим уклоном, который формировали при другой школе, но для этого пришлось бы пожертвовать спортом. Я осознавал перспективы, но не мог отказаться от плаванья. Родители не дали мне возможности снять с себя ответственность – этот выбор я делал сам. Выбрал спорт. Впрочем, не прогадал, ведь в следующем году с распадом советского союза все обещанные перспективы исчезли.
А Вы представляете себя в роли адвоката или человека в форме?
- Я могу представлять себя хоть английским лордом. (Смеется). Но вопрос в том, какой профессионал получился бы из меня. Думаю, если бы я приложил столько же времени и сил, сколько приложил в спорте – смог бы добиться успехов и на этом поприще.
Позволяете ли Вы себе быть сентиментальным? Смотрите ли мелодрамы, слушаете ли романтические песни?
- Я, можно сказать, очень сентиментальный. Очень много значения придаю человеческим отношениям. По этой причине, наверное, мне нравятся старые советские фильмы, в которых показаны характеры людей и их отношения в переломные моменты жизни. Это захватывает – смотреть, как герои проходят какие-то трудности и остаются вместе – несмотря ни на что. Преданность и то, как люди стараются понять друг друга в таких ситуациях, вызывают у меня сантименты. Да, из-за этого можно даже расчувствоваться, прослезиться. Такой мужской слезой.
Вам, наверное, фильмы о войне нравятся?
- В детстве нравились, сейчас уже не так. У меня один из любимых – советский фильм под названием Не могу сказать "Прощай". Это история человека, который в силу обстоятельств сильно пострадал и остался прикованным к постели. Жена, ради которой герой много работал, его бросила, а вот влюбленная в него девушка осталась рядом. Вместе с ней он выздоровел и обрел семейное счастье. Такие отношения приносят чувство радости, а переживания не оставляют безразличным. Тем более, когда актеры умеют это все донести до людей.
У Вас есть среди них фавориты?
- Любимый актер – Тихонов. А среди женщин, наверное, больше всего запомнилась Мордюкова. Они были мужем и женой, и я думаю, что это была хорошая пара. Хотя Тихонов прослыл эгоистом, но в своей сфере он был профессионал на сто процентов.
Как-то я смотрел документальный фильм о нем. Однажды актер приехал в село, где прогуливался среди огромных старых деревьев. Глядя на них, он сказал: " Простота в величии, величие в простоте". И было совершенно ясно, почему он произнес именно эти слова.
Есть ли у Вас хобби, которое заряжает Вас энергией и помогает восстановить силы? К какому любимому занятию снова и снова возвращаетесь, когда Вы не на работе?
- Я иногда читаю. Сейчас уже меньше из-за нехватки времени. В прошлом, когда занимался спортом, читал постоянно, стремился самообразовываться.
Стараюсь хоть изредка ходить с друзьями на рыбалку или на охоту, уделять время семье. У нас сейчас появилась собака – и мы стали больше времени проводить на природе. Знаете, животное в доме объединяет семьи, сглаживает многие конфликты, которые могут произойти. И я очень рад, что она у нас появилась.
Что еще помогает Вам сохранять спокойствие в непростых ситуациях? Как можно научиться самообладанию?
- Мне очень помогает опыт, который был у меня в спорте. Человек никогда не станет лучшим, если не умеет держать себя в руках и не сможет ввести в рамки тогда, когда ему нужно полностью выложиться и показать максимальный результат. Я на протяжении многих лет с этим справлялся, в итоге научился относиться к этому, как к работе. Если сейчас нужно быстро мобилизоваться, это помогает.
А еще мне очень помогает моя жена. Так как она тоже невероятно сильный человек – и морально, и духовно. Не скажу, что она физически сильна, хотя и это порой проявляется. (Смеется). Жена всегда поддерживает меня в той работе, которой я занимаюсь после ухода из большого спорта, – в общественной и политической деятельности.
Вы считаете ее женщиной-образцом, на которую можно равняться?
- Да, и не только я разделяю такое мнение. Ее часто приводят в пример мои знакомые. Говорят: "Горбачева сделала его жена. Так и у тебя. Держись, цени, береги " .
А Вы дарите ей подарки? Стараетесь ли вы удивлять своих близких неожиданными поступками?
- Дарю, но только не одежду. Потому что в вопросах гардероба Инна – профессионал. И если я что-то куплю, ей вещь может не понравиться. Выходит, что обоим будет обидно. Я стараюсь не рисковать, и потому покупаю только то, что точно не оставит ее равнодушной.
Были ли у Вас вещи-фетиши, к приобретению которых Вы шли всю жизнь?
- Если речь идет о спорте, то ими были медали. Ведь болезненно переносил поражения и всегда стремился быть первым. Что же касается материальных благ, то я никогда и всегда легко относился ко всему вещественному.
Насколько трудно давались Вам знания? Отдавали ли Вы предпочтение каким-либо предметам в школе?
- Школу я не очень любил, как и многие ребята. Наверное, из-за того, что я был немного ленивым. Был таким и остался. Несмотря на свою лень, добился успеха в спорте, что меня сильно удивляет.
Мне нравилась история и русская литература, уроки труда. В большей степени я был увлечен гуманитарными предметами. Зато дела с математикой и другими точными науками обстояли плохо. Одно время я настолько запустил программу по алгебре, что меня даже хотели оставить на второй год. Тогда родителям пришлось нанять репетитора – и я все лето занимался с ним. Зато, вернувшись на уроки первого сентября, я поразил преподавателя своими знаниями. И это было еще одно подтверждение, что нет ничего невозможного.
А немного позже, после окончания среднего образования, я сделал еще один вывод: школа – это не показатель твоего успеха и знаний, того, чего ты можешь добиться в жизни.
Как Вы полагаете, должно ли образование неизбежно вести к выбору профессии? Является ли диплом определяющим фактором при выборе дела своей жизни?
- Я думаю, у нас очень мало людей, которые работают по своему непосредственному образованию. Оно, может, имело смысл раньше, а на сегодняшний день большинство ВУЗов (к счастью, не все) дают лишь минимальные знания. Иногда к людям с таким дипломом страшно обращаться. Например, к докторам, квалификация которых сомнительна.
Изучаете ли Вы иностранные языки?
- Да, в современном социуме это нужно. Я пытаюсь изучать английский, могу поговорить на бытовом уровне, но для решения важных вопросов этого пока недостаточно. Я подстегиваю себя делать это регулярно. Тем более, у меня есть возможность практиковаться во время поездок за границу.
Я знаю немало успешных людей, весьма занятых, которые находят в своем графике время, чтобы изучать иностранный язык. Очень приятно видеть, когда наши спортсмены могут представлять страну на английском, а бизнесмены ведут переговоры без посредников. Это показатель развития человека.
Какой лучший совет относительно работы, дела, карьеры Вы слышали в своей жизни? Какой подобный совет Вы дадите своим детям?
- Большую часть жизни я провел с тренером, и именно он давал мне советы и влиял на отношение к жизни. В юном возрасте ты, как губка, впитываешь все, что видишь и слышишь. Дальше это формирует твое мировоззрение.
Мой тренер, Гусев Сергей Николаевич, вместе с которым я работал почти 18 лет и с которым достиг главных успехов, привил мне ответственное отношение ко всему. Он говорил: "Если ты чем-то занимаешься, то должен этому полностью отдаваться".
Расскажите, когда в последний раз вы чувствовали себя ребенком, делали откровенную глупость просто для того, чтобы почувствовать себя моложе и свободнее?
- Проще сказать: я изо всех сил стараюсь быть взрослым. (Смеется). Потому что спорт продлевает юношеское мировоззрение; и потом жизнь очень жестоко бьет по голове, когда ты перестаешь заниматься спортом и окунаешься в другой мир. Долгое время я жил, как в аквариуме: видел жизнь из бортика бассейна, с окна автобусов и гостиниц, все мои деловые отношения заканчивались общением с тренером.
Слава Богу, рядом со мной есть моя жена, которая на протяжении многих лет занимается бизнесом и прошла уже много разных жизненных ситуаций – как хороших, так и плохих. Она делится своим опытом, подсказывает мне и помогает мне избежать ошибок, которые когда-то совершила сама.
Позволяете ли Вы себе дурачиться хотя бы дома?
- Естественно. Мне нравится делать такие вещи, когда никто не видит. Особенно это нравится моей жене.
На майских каникулах мы с друзьями отправились семьями в путешествие по Европе. Отлично провели время в Париже, в Диснейленде, где с удовольствием катались на горках и других аттракционах.
Случалось ли Вам попадать в неловкие ситуации из-за каких-то выходок?
- Однажды произошел забавный случай, когда мы с товарищем учились в университете и по одному из предметов должны были пройти практику в детском саду. В заданиях этой практики числилось проведение утренника "Прощание с летом". Нам пришлось одеться скоморохами: Бим и Бом. На празднике мы дурачились и развлекали детей, как только могли. А через несколько дней мой товарищ шел мимо этого садика со своей девушкой. Дети его увидели – и давай кричать: "Дядя Клоун, дядя клоун!". Парень не знал, куда деваться.
Какой литературный персонаж наиболее сильно повлиял на Вас как на личность?
- Любимый герой всех времен и народов – Остап Бендер. Он умел легко относиться к жизни: "Есть деньги – хорошо, нет денег – не страшно. Как пришло, так и ушло". Его оптимизм дорого стоит, особенно в наши дни, когда не знаешь, что тебя ждет завтра, и нужно быть готовым к любой ситуации. Меня всегда впечатляло его умение выкручиваться из, казалось бы, безнадежных ситуаций.
А какую литературу чаще всего читаете сейчас?
- Я стараюсь читать разнообразные книги: и художественные, и публицистические. Мне импонируют труды Николая Старикова – российского писателя-публициста, который пишет книги Шерше ля нефть, Кто заставил Гитлера напасть на Сталина, Кризис: как это делается и многие другие.
Прощали ли Вы предательство?
- Да, не просто прощал, а скорее старался свести к минимуму дальнейшее общение и шел своим путем. Мы сохранили нейтральные отношения с этим человеком – дальше здороваемся при встрече, перебрасываемся короткими фразами, но не более того. Это тоже проявление мягкости – принять такой опыт и идти дальше.
Что для Вас на практике значит "быть мягче"? На работе или в отношениях с близкими людьми.
- Быть мягче – относиться к людям с пониманием, стараться входить в их положение и принимать их, но не подчиняться. Как вода, которая принимает форму сосуда, но при этом не теряет своих свойств. Мягкость – это жить с Богом в сердце, осознавать, что ситуации бывают разными и под их влиянием человек не всегда делает то, что ему нравится.
Многие знают писателя Кастанеду, философия которого была такова: человек должен сам справляться со своими трудностями, а все, что происходит, идет своим чередом. Иногда стоит остаться в стороне и дать другому возможность сделать свой выбор.
Это интересно