"Маркетинг - наука об уникальности. Все остальное - это лишь последствия. Поэтому если вы знаете, чем отличаетесь и что делать вам дальше, вы де факто занимаетесь маркетингом", - считает известный украинский маркетолог Андрей Федорив.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Артемий Сурин: За ширмой дауншифтинга часто прячутся лузеры
man.tochka.net провел бизнес-завтрак Андреем Федоривым и узнал, как он из журналистики попал в маркетинг, а также в каком направлении развивается сегодня рекламный рынок и каких ошибок следует избегать, строя собственный бизнес.
О старте в рекламе
Я пришел фактически случайно в [рекламное агентство] Saatchi & Saatchi. Пришел потому, что мне нравилось. Я прошел два собеседования в один день. Собственно, почему я получил работу в рекламе, на это были две причины. Первая - это то, что у меня был очень свободный английский язык, и второе - я сказал, что я знаю 300 бизнесменов, у меня есть их телефоны и мы можем организовать с ними встречи.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Валерий Сигал: У нас дикое интернет-общество
Мы начали ездить по украинским компаниям, это был немножко такой сюрреалистический опыт. В итоге мы начали выигрывать проекты. И понемногу пришли к одному из самых интересных - 2001 году. Поэтому что 2001 год уже был некризисный. 1998 уже все прошли. За 2001 год мы выиграли просто множество клиентов, среди которых Fozzy Group, огурцы "Нежин", магазин "Фора", водка "Мягков" и др.
Об "Абрикосе"
Уже было очевидно, что мы как агентство не можем переварить тот объем оборотов, в первую очередь, не от большого бизнеса, а среднего и малого. И тогда я придумал свое первое агентство, которое называлось "Абрикос".
Нам удалось за полгода построить такое ??оживленное агентство, где работали где-то человек 12. Мы занимались креативом. Сделали много проектов. Из тех, которые живут и сейчас это, например, "Бетон от Ковальской". Стоила эта работа где-то $5 тыс.
В принципе "Абрикос" с коммерческой стороны был как формат ошибочен. Как говорят в Одессе: "Лучше быть богатым и здоровым, чем даже бедным, но больным". Если вы говорите о работе с маленькими клиентами, как бы сильно я не любил всех людей в мире, маленькие клиенты - это маленькие клиенты. Они даже если тратят объективно мало, за это мало хотят получить гораздо больше, чем они платят.
Второй ошибкой, которая была в "Абрикосе", - то, что он находился в том же здании, что и "Видео Интернешнл", и BATES, и Saatchi & Saatchi. То есть с точки зрения имиджа, может, и это было и положительно, но с точки зрения стоимости аренды, которую мы платили, или заработной платы - нет.
О завоевании рынка
На середину 2003 года уже было понятно, что что-то надо будет менять. В конце 2003-го- в начале 2004-го открыли компанию, которая называлась "Люди". Она уже позиционировалась, как маркетинг-агентство. Мы в первые месяцы были просто пьяны от счастья, что имеем свой собственный бизнес.
Но через полгода стало ясно, что мы хотели быть стратегами, но не было куда нести брифы. И тогда от отчаяния сделали агентства "Сахар", "Карандаш". И начали все это делать сами. Концепция "Сахара" на тот момент была очень проста: мы взяли топ-менеджеров сетевых агентств, которые там занимались административной работой, а затем им предложили снова стать простыми сотрудниками: просто арт-директором, просто копирайтером, я стал просто эккаунт-менеджером . И тогда мы позиционировались, учитывая определенные уроки "Абрикоса", полностью наоборот. То есть мы круче от сетевых агентств, потому что они ориентированы на процесс, а мы ориентированы на результат и креатив.
Это было тогда вовремя и заинтересовало рынок. Мы в первый год стали открытием года, а за два года получили номер один в рейтинге креативных агентств в Украине.
Когда рынок стремительно рос, эта стратегия хорошо работала. У нас с 13-и проектов около 12 были прибыльными. В 2007-2008 годы мы зарабатывали кучу денег.
Но все это закончилось в октябре 2008 года, когда пришел кризис.
Мы много компаний тогда объединили, некоторые компании продали, некоторые закрыли, но 2009 год закончили с нормальной прибылью. Благодаря тому, что мы были сверхагрессивными в новом бизнесе.
О бизнес-приоритетах
Я понял, что я не хочу заниматься всем маркетингом. Потому что как бы не хотел, ты не можешь быть экспертом во всем. Я решил, что я хочу заниматься теми вещами, которые у меня получаются: 1. Стратегия. 2. Креатив-дизайн. 3. Digital. Все остальное в принципе не интересует. На сегодня есть три компании: Fedoriv.com (здесь очень простая концепция: мы работаем только с владельцами бизнесов), Karandash Design и Escape Digital Marketing Group, в которой я являюсь одним из двух главных акционеров и стараюсь этот бизнес строить, как пассивный акционер.
Я не верю, что сервисный бизнес, такой как реклама, дизайн можно делать не вкладывая туда душу. Ты должен этим заниматься, быть на работе. Fedoriv.com на 100% моя компания, Karandash Design сейчас на 100% моя компания, и отсутствие партнеров не моя недружелюбие. Если я хочу дать 100% качества, я должен иметь 100% возможности влиять на результат и я хочу иметь 100% мотивации за это
Андрей ФедоривОб успехе в рекламном бизнесе
Чтобы построить успешное агентство в любое время, я думаю, самое важное - это вопрос формата.
Потому что в рекламе в целом, если тебе клиент доверяет, если ты хорошо сделал свою работу, через три месяца, через девять месяцев тебя попросят сделать что-то еще.
...
Чем дальше в регионы, тем более универсальных форматов. Я думаю, что сейчас как раз только максимальная специализация является очень хорошим решением.
...
Клиент должен чувствовать, что его действительно хотят. Если он этого не чувствует, он никогда не подпишет контракт. Это вопрос потенции агентства.
О рекламе и творчестве
Реклама и творчество - это вообще вопрос энергетический. Сколько я не читал о творчестве, сколько мы об этом не говорили - работают действительно очень простые истории. Если говорить о креативе, то вопрос в том, как устроен мозг и как устроено вообще общество. Если мы говорим о том, что такое хорошо и что такое плохо, мы всегда опираемся на прошлый опыт. Если мы говорим о творчестве, то это почти всегда что-то новое и это поиск нового. Но когда человек видит что-то новое, в нем всегда срабатывают механизмы защиты: я не хочу новое, потому что это опасно.
Обычная постоянная операционная деятельность против творчества, потому что надо быстрее принимать решения, потому что творческое решение - это всегда геморрой.
Идея - это всегда риск. Если мы говорим о бизнесе, то люди не хотят риска. И чем ниже они стоят в организации, тем больше они боятся. Почему мы работаем с владельцами бизнеса? Потому что они не боятся. Они готовы принимать риск. И это очень важно.
Идея или творчество - это не неожиданность - это прогнозируемый технологический результат. Если вы делаете определенную атмосферу, где что-то обычное недопустимо, то все будет хорошо.
О фундаментальных принципах в бизнесе
Без шуток: шары нет. Точка. Если ты думаешь, что сможешь как-то пропетлять - never ever. За все в жизни нужно платить. И вам очень повезет, если это будут деньги.
Маркетинг всем нужен, если вы на что-то претендуете. Маркетинг - наука об уникальности. Все остальное - это лишь последствия. Поэтому если вы знаете, чем вы отличаетесь и что дальше делать, вы де факто занимаетесь маркетингом. Для меня маркетинг - синоним предпринимательства. Мне очень сложно провести границу между этими двумя понятиями.
О творческой атмосфере
Атмосфера состоит из кучи элементов. Она стоит денег. Куда идут эти деньги? Во-первых, это нормальные зарплаты.
Также вы должны знать, что вы имеете достаточный запас денег, чтобы иметь сильные позиции на переговорах. Это критически сильно влияет на атмосферу.
Следующий момент - это офис. Сейчас у нас офис в Доме Дружбы. Особенность его заключается в том, что там много места, много воздуха. Воздух дает атмосферу.
Мы поставили у себя ограничения по росту. Мы не хотим, чтобы в fedoriv.com работало более 25 человек. 25 человек - это тот водораздел, после которого начинается другая атмосфера.
Это интересно