Профессия: организатор праздников
Код в классификаторе профессий: 3474 - организатор концертов и лекций, 2455.2 - режиссер театрализованных мероприятий и праздников.
Уровень заработка: Зависит от должности, компании, объема работы. Агентство получает в качестве вознаграждения 10-20% от бюджета мероприятия.
Трудно найти человека, который бы не сталкивался с результатами труда ивент-агентств. Они организовывают нам корпоративы и свадьбы, концерты на городских праздниках и "елки" под Новый год. Мало кто из непосвященных знает, что организовывать праздники - тяжелая и кропотливая работа.
Об организации праздников, о звездах и заказчиках, о финансовой стороне мероприятий и многих других нюансах бизнеса finance.tochka.net рассказала Светлана Легкая, руководитель ивент-агентства S.A.L. show, много лет работающего на этом рынке.
О профессии
Основная задача организатора мероприятий - нести человеку праздник. И людям без позитива в профессии нет места.
Организатор мероприятий - это в первую очередь менеджер. И у него должны быть все основные качества менеджера: коммуникабельность, умение организовать себя и других.
Организатор должен быть гибким - уметь предложить разные варианты, понять всех клиентов и использовать все подходы, но и твердость должна быть. Иногда нужно настоять на своем и объяснить, почему лучше именно так.
Чтобы сделать хороший праздник, надо понимать и любить своих заказчиков.
Хорошие организаторы праздников получаются из режиссеров массовых мероприятий. Эта профессия включает в себя много разных граней: общая организация, креатив, конферанс и много других нюансов.
Сейчас также готовятся профессиональные менеджеры шоу-бизнеса. Это более прагматичные люди - с финансовой жилкой.
О финансовой стороне бизнеса
Если ивентщик интересуется бюджетом заказчика, то это не значит, что он хочет "освоить" деньги. Просто в креативном полете важно понимать финансовые возможности клиента.
В среднем заработок ивент-агентства составляет 10-20% от бюджета мероприятия.
Люди готовы выложить $100 тыс. за звезду, но зарплата уборщиков, которые убирают мусор после мероприятия, всегда вызывает вопросы. Труд администраторов, парковщиков, клинеров всегда остается "за кадром".
Две самые весомые статьи бюджета - стол и затраты на звезду (гонорар и райдер). На организацию мероприятия - самую сложную часть, остается обычно совсем немного.
На еду и алкоголь уходит в среднем 30-50% бюджета.
Иногда так получается, что на "хлеб" денег не жалеют, а на "зрелища" остаются копейки. В хорошем мероприятии должен быть баланс.
О времени
Часто хочется переименовать агентство в "Скорую помощь". Нам иногда звонят и на вопрос, когда мероприятие, отвечают: "Завтра!" Хотя с опытом у нас появились артисты, которые готовы идти работать по звонку - с сегодня на завтра. Но на подготовку мероприятия требуется время.
Важно с клиентом встретиться несколько раз до мероприятия: понять, чего хочет клиент, понять, подходим ли мы клиенту.
Больше всего праздников приходится на новогодний период. Это время так и называют - "жатва". Летом много заказов получают агентства, которые находятся на морском побережье - в Крыму, Одессе. Однако лето - жаркое время для организаторов свадеб. Сентябрь - время для Дней городов. В один день могут совпасть 5 мероприятий.
Об организации праздников
Среди клиентов есть мода на развлечения. Ее распространяет "сарафанное радио": у кого-то было на празднике что-то интересное, давайте нам такое же, но чуть-чуть другое.
Выступление звезды организовать довольно просто. Написать сценарий, найти хорошего ведущего и диджея, обеспечить артисту технический и бытовой райдер - вот и вся работа. Гораздо сложнее работать над тематическими мероприятиями, где задействованы гости.
Организовывая свадьбу, надо общаться не только с невестой, но и с кем-то более прагматичным, кто знает, что на "сказочную феерию" есть конкретный бюджет.
Еще ни одного мероприятия не обходилось без застолья. У нас такая ментальность: если на Западе мероприятие может быть только с пирожными и шампанским, главное - общение, то у нас в стране, если гости уходят с вечеринки голодными, то праздник не удался.
Если денег в обрез, можно заказать хорошего ведущего и правильное музыкальное оформление - это то, что делает вечер. И ничего больше. Получите хороший праздник.
О негативе в профессии
Часто клиенты считают, если они платят деньги, то имеют право на любое обращение с подрядчиком. Лучше не связываться с хамами, даже самыми состоятельными.
Нельзя работать в ивент-агентстве с 9.00 до 18.00. Накануне праздников телефонный звонок может раздаться и в полночь, и в 5 утра.
На рынке не хватает креативных людей, режиссеров массовых мероприятий. Кадровая проблема - везде кадровая проблема.
О звездах
В последнее время люди, которые могут себе позволить пригласить звезду на праздник, все реже приглашают звезд. Они хотят чего-то эксклюзивного - например, петь самим.
Растет спрос на участников талант-шоу. Люди видят себя в этих участниках - любой мог бы оказаться на их месте.
Артисты выступают за меньшую сумму или совсем бесплатно на многолюдных мероприятиях вроде Дня города, на котором артиста увидят десятки тысяч человек.
Свадьбы и дни рождения - самые "дорогие" праздники в шкале гонораров артистов.
На Западе артистам престижно показывать свой гонорар, но в Украине эта практика пока не работает. Гонорары - закрытая тема.
Райдеры увеличивают затраты на артиста минимум на 30%.
Получить образование организатора праздника можно в Киевском национальном университет культуры и искусств на специальностях "Режиссер массовых мероприятий" или "Менеджер шоу-бизнеса". Знания можно дополнительно углубить с помощью специализированных курсов, например, в Школе Ассоциации ивенторов Украины или в "1-м ремесленном училище ивентов" при агентстве "Два товарищa" (Харьков).
Читайте о том, сколько стоит заказать звезду на день рождения.
А также читайте, что рассказал автор и ведущий программы "События недели" на телеканале "Украина" Андрей Данилевич о профессии телеведущего.
Это интересно