Язык сайта:

Что ищут пользователи:

CексФитнесОтношенияСтильАвто

Кабинет министров изучает целесообразность введения пошлин на импорт нефтепродуктов. С соответствующей инициативой выступило Министерство энергетики и угольной промышленности, которое предложило ввести пошлины в размере ?80 за тонну на импорт дизтоплива и ?130 за тонну на импорт бензинов. Введение пошлин поддерживают шесть украинских НПЗ.

"Руководители шести НПЗ обратились с письмом к министру Юрию Бойко с просьбой ввести антидемпинговые пошлины на нефтепродукты вне зависимости от страны их происхождения. Мы поддерживаем эту позицию и инициируем введение антидемпинговых пошлин, введение антидемпингового расследования по нефтепродуктам, поступающим на рынок Украины", - сообщил в январе директор департамента нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнергоугля Константин Бородин.

Одни из главных аргументов в пользу введения импортных пошлин - снижение зависимости внутреннего рынка нефтепродуктов от иностранных производителей, защита украинских НПЗ и предоставление им возможности развиваться.

"Если мы не защитим наших нефтепереработчиков, то ...Украина останется один на один с импортером - в результате чего мы получим европейскую цену на нефтепродукты на уровне ?2 за литр - 20 грн. Это то, к чему мы идем, если не выровняем условия на рынке", - заявлял господин Бородин.

С другой стороны, в Кабмине отмечают, что введение пошлин, хоть и поможет украинским нефтепереработчикам, но также может спровоцировать дополнительный рост стоимости бензина и дизтоплива, которые и так существенно подорожали.

finance.tochka.net решил узнать, что думают по поводу возможного введения пошлин эксперты и операторы рынка.

Каких позитивных/негативных последствий вы ожидаете в случае введения импортных пошлин на бензин и дизтопливо? В частности, как это скажется на стоимости бензина, на соотношении украинского и импортного бензина на рынке, на качестве бензина с украинских НПЗ, их модернизации?

Сергей Куюн, директор "Консалтинговой группы А-95":

Сегодня рынок нефтепродуктов Украины является эталоном рынка с высокой конкуренцией: топливо поставляется из 15 внутренних и внешних источников, что при любых условиях обуславливает минимально возможную цену для потребителя.

Главным эффектом от введения пошлины на импорт нефтепродуктов будет монополизация рынка внутренними производителями и вытеснение с него независимых операторов. На конечном потребителе введение пошлины отразится ростом цен на размер этого налога. В сегодняшней ситуации с оптовыми ценами на нефтепродукты это будет означать удорожание бензина на 1,3 грн./л, дизтоплива - на 0,8 грн./л.

Даже с введением ограничения на импорт, украинские НПЗ не в состоянии обеспечить спрос рынка на светлые нефтепродукты, не говоря уже о качестве предложения. Поэтому вместо качественного импорта рынок будет наполняться контрабандой и фальсификатом, так как по цене они дешевле и будут пользоваться спросом у потребителя, для которого цены в 10-11 грн./л станут неподъемными. Пошлина - это самый примитивный способ защиты рынка, который больно ударит по потребителю.

Между тем это не значит, что на украинские НПЗ надо махнуть рукой. Во-первых, государство должно вычистить рынок от нелегальных схем наподобие безналогового импортера "Ливела", через которую в 2010 году действительно хлынул поток импорта. Во-вторых, правительство должно принять законы, призванные облегчить модернизацию НПЗ. (Эти документы пылятся в Верховной Раде с 2007 года). В-третьих, государство в качестве "кнута" должно четко обозначить графики перехода на улучшенные стандарты качества и возобновить контроль качества топлива на рынке. История развития нефтеперерабатывающих отраслей многих стран показывает: добровольно вкладывать деньги в НПЗ никто не будет. Это мы видим и в Украине.

Олесь Пограничный, начальник отдела по связям с общественностью сети АЗК "ОККО":

Наша компания, "Концерн Галнафтогаз" (сеть АЗК ОККО), убеждена, что введение пошлин на импорт нефтепродуктов приведет к крайне негативным последствиям и для рынка топлива, и для экономики государства в целом. Если это произойдет, мы ожидаем существенное подорожание нефтепродуктов в рознице. Так, в случае их введения, как это предлагает Минэнерго (?130 за тонну бензинов, ?80 - за тонну дизтоплива), цены на топливо вырастут еще примерно на 15%, что, в свою очередь, раскрутит инфляционные процессы, поскольку рост цен на нефтепродукты вызовет цепную реакцию удорожания по всем группам товаров и услуг.

Кроме того, ограничение доступа на рынок импортного топлива может повлечь случаи дефицита горючего в государстве, особенно в период пикового спроса. Отечественные НПЗ пока не готовы к тому, чтобы полностью удовлетворять этот спрос, как из-за своего технологического состояния, так и ввиду обеспечения сырьем. Эти НПЗ сегодня не готовы предложить потребителю продукт того уровня качества, на которое рассчитаны новые авто. Очередная отсрочка перехода на стандарты, соответствующие нормам Евро-4, показывает, что даже в правительстве осознают, что украинские НПЗ еще не способны производить горючее европейского класса, в то время как парк современных автомобилей, которые требуют такого топлива, в Украине неуклонно растет.

Если рынок будет "зачищен" от импортного топлива, то украинский потребитель окажется в крайне невыгодной ситуации. Его заставят или покупать чрезмерно дорогой импортный продукт, которого постоянно будет не хватать (потому что ввозить топливо станет экономически невыгодно), либо переориентироваться на потребление вредного и для топливной системы, и для экологии бензина и ДТ. К тому же, все равно по высокой цене. Потому что надежды, что украинские НПЗ будут держать низкие цены на топливо - это иллюзия. Сейчас они вынуждены конкурировать с импортным топливом в разрезе "цена-качество". Если такая конкуренция усилиями Минэнерго будут устранена, то у заводов не будет никаких стимулов ни осуществлять модернизацию производства, ни стремиться к высоким стандартам качества, ни воздерживаться от ценовых договоренностей. Ведь без импортного топлива степень монополизации внутреннего рынка существенно возрастет, и условия на нем будут диктовать два крупных НПЗ.

Сейчас, на наш взгляд, рынок нефтепродуктов в Украине является абсолютно сбалансированным. Примерно 60% его потребностей удовлетворяются за счет собственного производства, 40% - за счет импорта. Такое положение дел обеспечивает рынку высокую конкурентность и является выгодным для потребителя, поскольку дает ему право выбирать топливо соответствующего качества и цены. В случае введения пошлин доля импорта, безусловно, серьезно сократится. Однако это отнюдь не укрепит энергетическую безопасность Украины, ведь, уменьшая зависимость ее от импорта горючего, мы автоматически увеличиваем зависимость от импортной нефти - до критических 80%.

Александр Гудыма, народный депутат (БЮТ), член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса:

Если они введут пошлину, то только спасут бюджет, который недополучает сотни миллионов. Должен быть осмысленный план действий по выходу из кризиса, а не хаотические действия.

На модернизацию НПЗ это не повлияет никак. Пошлина - это государственные налоги, которые идут в государственный бюджет. Не может государство модернизировать частные заводы.

Главная цель, которой добиваются введением пошлин - чтобы 3 млн. тонн украинской нефти работали на рынке в качестве регулятора. Но этого нет. Ибо все принадлежит Коломойскому, а государство не хочет взять контроль над "Укрнафтой". Теоретически, если государство заберет контроль над Кременчугским НПЗ, контроль над "Укрнафтой", то 3 млн. украинской нефти могут перерабатываться на Кременчугском нефтеперерабатывающем заводе. Теоретически...

Относительно влияния на цены - будет зависеть от способности нефтетрейдеров договариваться. Если будет возможность - будут "рвать" цены и зарабатывать.

Также читайте мнение замдиректора НТЦ "Психея" Геннадия Рябцева по поводу введения импортных пошлин на нефтепродукты, высказанное во время web-конференции.

Кроме того, узнайте, где Украина покупает бензин и почему бензин такой дорогой. Смотрите структуру цены на бензин и зависимость цен на бензин в Украине от мировых цен на нефть. Также читайте, какими параметрами горючего стоит поинтересоваться, прежде чем его покупать.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK