«19 декабря я должен был лететь рейсом Венеция-Киев компании Wizz Air. Но с ночи шел снег, потому аэропорт Тревизо в Венеции не принимал самолеты, а наш рейс был в 8.30 утра. Из-за погодных условий время рейса постоянно переносили. В два часа дня небо стало ясным, снег убрали, и уже в 16.00 в аэропорт приземлился первый самолет. А наш рейс перенесли на 17.00», - рассказывает Евгений.
По его словам, в 16.30 пассажиры дозвонились до киевского офиса компании, где сообщили, что рей Венеция-Киев отменен, не объяснив причин, и предложили перебронировать билеты на 20, 22, 24 и 27 декабря. «Я успел перебронировать на 20-е декабря, но вместе со мной улетели человек 10-15, остальные продолжали оставаться в Венеции, ожидая следующих рейсов», - говорит Евгений.
По словам другого очевидца - Анны, компанией не было предложено ни питания, ни проживания в гостинице: «В соглашении с Wizz Air написано, что они должны обеспечить проживание и питание. И в заявлениях компания утверждает, что так и было - но это наглая ложь». Ситуация для пассажиров была сложна и тем, что аэропорт на ночь закрывался - фактически, люди оказались выброшены на улицу. «Я буду подавать в суд на компанию Wizz Air», - сообщил Евгений.
Последний месяц газетные и интернет-заголовки пестрят сообщениями об отмене, переносе времени вылета рейсов из Европы в Украину, и из Украины в страны Европы и Азии. Неудивительно, погодные условия не способствуют выполнению авиакомпаниями своих обязательств перед клиентами.
Однако в неофициальных комментариях нам говорили, что погода - хороший предлог отменить менее прибыльный рейс и отправить самолет в более выгодное направление. В то же время, доказать подобные факты - очень сложно. Во-первых, авиакомпании ссылаются на сложные погодные условия, которые не позволяют совершать рейсы, а во-вторых, авиакомпании в суде защищают толпы профессиональных юридических компаний.
«Судебная практика - на стороне авиакомпаний, так как компании выступают за безопасность полетов. Да, можно отсудить компенсацию за гостиницу и питание - если у пассажира есть прямые подтвержденные затраты, тогда их компенсируют. А вот к моральным ущербам суды нелояльны: украинские суды никогда не выносят решений о компенсации морального ущерба»,- отмечает старший партнер ЮФ "Ильяшев и Партнеры" Роман Марченко.
За действия авиакомпании не отвечает и туристическая компания, которая отправляет туристов тем или иным рейсом. «Дело в том, что действия авиакомпаний регулируются Международной ассоциацией воздушного транспорта, ИАТА (International Air Transport Association), а не отдельными договорами с туроператорами», - сообщили нам в Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины. Однако уточнили, что в случае задержки рейса на 3 часа и более, пассажиров должны кормить, а более 12 часов - расселять в гостинице.
Взаимоотношения пассажиров и авиакомпаний в Украине регламентируются таким документом как «Правила воздушных перевозок и багажа», зарегистрированном в Минюсте 13 июня 2006 г. под номером 706/12580. Этот документ тем интересен, что пункт 22.7.2. гласит: «В случае задержки сверх допустимые сроки и согласия пассажира продолжить перевозку перевозчик обязан предоставить пассажиру по установленным нормам бесплатно: безалкогольные напитки, питание, проживание в гостинице, наземный трансферт (аэропорт - город - аэропорт), и т.п.».
Однако ни расшифровки, что такое допустимые сроки, ни что такое «и т.п.» - документ не дает. Кроме того, уже пункт 22.7.4. гласит: «Перевозчик освобождается от ответственности за задержку пассажира, если задержка не превысила допустимые сроки или была вызвана форс-мажорными обстоятельствами». Проще говоря, если погода не способствовала совершению полета, авиакомпания вправе оставить пассажиров без еды, питья и крыши над головой.
«Цивилизованная авиакомпания в случае форс-мажора все равно предоставляет компенсацию пассажирам. А «лоу кост» не предоставляет, поэтому люди должны быть готовы к рискам. Если случается форс-мажор, то вступает в силу вопрос безопасности пассажиров - компания не летит и никакой ответственности не несет. Эти риски человек должен понимать», - говорит Роман Марченко.
«Юридический совет - нужно обращаться в суд, а по-человечески - лучше с этим не связываться. Другой вопрос, что они не должны были отменять рейс Венеция-Киев, а должны были переносить его до улучшения погодных условий, так как рейсы из Венеции не регулярные, а раз в два дня. Если подавать в суд, то вот на этот момент», - уверен юрист.
По словам вице-президента Международных авиалиний Украины по сервису и логистике Антона Борисюка, в зависимости от длительности задержки рейса, компании обеспечивают зарегистрированных пассажиров прохладительными напитками, питанием, а в случае длительной задержки и при возможности - гостиницей. «Некоторые категории пассажиров - пассажиры бизнес-класса, пассажиры, теряющие стыковки для дальнейшего полета, пассажиры с детьми и т. д. - отправляются на рейсах других авиакомпаний, если такие рейсы есть в расписании», - говорит Антон Борисюк.
Интересно, что украинцы не могут себя застраховать от отмен и задержек рейсов даже при условии целенаправленного обращения в страховую компанию. С одной стороны, обязательное страхование каждого пассажира, который совершает авиарейс, включает в себя риск задержки рейса, с другой стороны, получить возмещение по такой страховке очень сложно. Что же касается отдельного вида страхования риска отмены или задержки рейса, то его нет вообще.
«Такие продукты периодически разрабатываются - чаще всего под конкретные программы перевозок. Однако такого страхового продукта, который мог бы применяться к любой авиакомпании и включал все выполняемые перевозки - я не знаю», - говорит заместитель начальника управления страхования транспортных рисков НАСК "Оранта" Анатолий Походий.
В случае задержки рейса эксперты рекомендуют:
- организованно требовать от авиакомпании предоставления еды и напитков
- организованно требовать от авиакомпании поселения в гостинице
- связаться с правозащитными организациями и средствами массовой информации
- требовать предоставления полной информации о причинах задержки рейса
В случае отмены рейса, пассажиры могут, если посчитают свои права нарушенными, подать в суд на авиакомпанию. Однако юристы не уверены, что результат стоит свеч.
Как бы там ни было, отправляясь в авиа-путешествие, стоит прихватить с собой бутерброды, одеяло (вдруг придется спать в аэропорту?), деньги «про запас», как можно лучше пополнить счет мобильного, записать телефонные номера авиакомпании и чиновников Госавиаслужбы, и не забыть взять с собой огромное количество нервной устойчивости и трезвомыслия.
Это интересно