Язык сайта:

Что ищут пользователи:

CексФитнесОтношенияСтильАвто

Александр Савченко - личность в финансовом мире популярная. Его послужной список действительно впечатляет. С 1989 по 1991 гг. г-н Савченко занимался научной работой и преподавал в Гарвардском университете и Лондонской школе экономики, а уже в начале Независимости вернулся работать в Национальный банк Украины.

Позже он занимал должность исполнительного директора Европейского банка реконструкции и развития, был советником Премьер-министра Украины. В 1997 ушел в коммерческий банк. С 2005 года Александр Савченко вернулся в Национальный Банк в качестве заместителя Владимира Стельмаха. Проработав четыре года, ушел из-за несогласия с проводимой Нацбанком политикой.

Александр Савченко давно выступает за валютную реформу, которая даст украинцам возможность инвестировать за рубеж. Он считает, что стабильный курс только вредит экономике и уверен, что вторая волна кризиса станет только преимуществом для Украины.

Какие ваши прогнозы по курсу гривны?

Слышу сейчас много прогнозов от так называемых экспертов, что будет к концу года курс 8,3-8,4 грн. за доллар. На самом деле это без эксцессов невозможно. Мой прогноз на конец года - 8,04-8,05 грн. за доллар.

Если мы хотим сделать гривну сильнее, во-первых, нужно снизить инфляцию, сменить в корне политику Центрального банка. Второе, правительство должно работать только на стимулирование экспорта и внутреннего производства, и любыми законными путями тормозить импорт. Третье - начать реформы по либерализации валютного регулирования. Вот эти факторы я бы поставил на первое место для того, чтобы гривна становилась сильнее и могла иметь шансы укрепляться в перспективе.

Вы давно выступаете за либерализацию валютного регулирования. В чем суть реформы?

У нас очень старое валютное регулирование, оставшееся еще с Советского Союза. Нам надо поставить точку и перейти на либеральную валютную политику. Даже Россия 5 лет назад это сделала, Молдова, Белоруссия впереди нас.

Почему-то существует мнение, что как только мы разрешим делать с валютой все, что хочешь, люди начнут пересылать ее за рубеж

Приблизительно 4 года назад группа депутатов Партии регионов при моем участии подготовили отличный закон о валютном регулировании. Согласно законопроекту, отменялись лицензии на открытие счетов за рубежом, на право инвестировать за рубеж, на право кредитовать нерезидентов, как это есть во всех странах мира. То есть забыть обо всех ограничениях в сфере валюты, за исключением кризисных периодов.

Почему-то существует мнение, что как только мы разрешим делать с валютой все, что хочешь, люди начнут пересылать ее за рубеж. На самом деле ситуация будет обратная, это доказал опыт даже России. Когда тебя никто не ограничивает, доллары не "убегают" из страны.

Есть мнение, что осенью Украину захлестнет новая волна кризиса. Каков будет эффект кризиса?

Есть точка зрения, что в мире уже начался второй кризис или вторая фаза кризиса. История показывает, что за первым пиком есть второй, но меньше. Но природа этого второго кризиса совсем другая.

Причина первого кризиса - финансовые пузыри на рынке в США и Европе и недостаточный контроль финансовых регуляторов за финансовыми институтами, в первую очередь коммерческими и инвестиционными банками. Тогда на помощь финансовому сектору пришли государства, они взяли на себя эти проблемы, решение этих проблем через бюджетные дефициты, печатание денег. Сейчас кризис - это кризис деятельности государств. Они хотели заменить рыночную экономику бюджетными вливаниями. Такая ситуация сложилась как в Штатах, так и в Европе, но не в Украине.

Мы, как ни странно, очень быстро снизили бюджетный дефицит. В США дефицит сейчас на уровне 8%, в Евросоюзе - 6-7%, у нас он уже меньше 5%. Поэтому для нас вторая фаза кризиса - это шанс.

У Украины есть все шансы вторую фазу кризиса превратить в преимущество, если мы сможем этим воспользоваться

Кризис, прежде всего, бьет по тем странам, с которыми у нас нет никаких торговых и финансовых отношений. В то же время наши торговые партнеры - Россия, Китай, Германия - нормально себя чувствуют. Бензин подешевел, значит, и газ не будет дорожать сильно, цены на металл не падают, цены на продовольствие растут. У Украины есть все шансы вторую фазу кризиса превратить в преимущество, если мы сможем этим воспользоваться. Для нас нет катастрофы от второй стадии кризиса.

Самое худшее, что может произойти во время второй волны кризиса - это падение курса гривны вслед за долларом. Может быть девальвация на уровне 5-15%. Это даст импульс экспорту, импульс внутреннему производству.

Как вы думаете, призыв Китая заменить доллар какой-то другой резервной валютой будет услышан?

Конечно, будет услышан. Уже многие государства обеспокоены ситуацией, и не только Китай говорит о введении новых резервных валют. Несколько лет назад Россия высказывалась за то, чтобы сделать рубль резервной валютой.

Я думаю, сначала Китай через 2-3 года сделает юань резервной валютой. Для Китая это значит - пойти на полную валютную либерализацию и обеспечить расчеты мировой торговли в юане. Тем более что Китай через 15-20 лет будет занимать четверть мировой торговли. А уже после Китая Россия должна сделать рубль резервной валютой.

За какой валютой, по вашему мнению, будущее?

Если брать краткосрочную перспективу, думаю, что китайская валюта может стать хорошей резервной валютой. Думаю, что доллар американский останется, и евро будет существовать, просто разработают механизм выхода некоторых стран из еврозоны.

Если бы в 2008 году курсообразование было плавающим и НБУ не регулировал курс, сколько бы сейчас стоила гривна?

Нацбанк не устанавливает курс, он может фиксировать или влиять. Когда начался кризис, все инвесторы начали выходить из Украины. Валюты не стало, спрос усилился, цены выросли. Что надо было делать Нацбанку, чтобы не допустить резких прыжков?

А если бы мы имели свободный плавающий курс перед кризисом, никто бы у нас валютных кредитов не набирал. Население понимало бы валютные риски. А мы зафиксировали курс, и дали понять, что так будет всегда

В первые месяцы кризиса - 100% валютная продажа, как временная мера. Очень важно - формирование резервов под валютные кредиты в гривнах. Когда мы анализировали, куда идет валюта с рынка, мы увидели, что она шла на формирование резервов. Нужно было полностью запретить валютную спекуляцию. Если бы мы сделали это моментально, курс был бы приблизительно 6,5.

А если бы мы имели свободный плавающий курс перед кризисом, никто бы у нас валютных кредитов не набирал. Население понимало бы валютные риски. А мы зафиксировали курс, и дали понять, что так будет всегда.

Есть у вас формула экономического роста?

У меня есть формула для Украины. Надо, чтобы рост ВВП был на уровне 10%, инфляция - меньше 10%, и доходы росли выше, чем уровень цен. Тогда у нас будет порядок в государстве. Важно, чтобы у нас была ценовая стабильность, небольшие внешние долги и минимальное вмешательство государства в экономику.

Однажды вы высказались относительно того, что Фонд гарантирования вкладов по-хорошему должен гарантировать лишь вклады в гривне. Не поменяли ли вы свою позицию?

Тогда я говорил, что когда закончится кризис, года через 2, можно подумать о том, чтобы гарантировать за счет доходов государства вклады в гривне. Но этому должна предшествовать валютная либерализация. И только после этого можно об этом думать. Тогда будет стимул хранить деньги в гривне. А задача Центрального банка будет - беречь гривну от инфляции.

Как вы считаете, надо ли запрещать кредитование в валюте?

Я сторонник того, что нельзя запрещать валютные кредитования, особенно сейчас, когда страна нуждается в этом. Нужно разрешить брать кредиты в иностранной валюте. Но важно каждому заемщику думать, сможет ли отдавать кредит этой валютой, есть ли у него валютные поступления.

Читайте полную версию web-конференции с Александром Савченко.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK