30 мая в студии finance.tochka.net побывал экс-министр финансов Виктор Пинзеник. В течение двух часов он отвечал пользователям на их вопросы относительно долга правительства, возможного дефолта, реформ и инфляции.
Председатель Комитета экономистов Украины, Андрей Новак, заявил, что официальная инфляция (9-10%) рассчитывается неверно, и реальный ее уровень может достигать 50%, за счет резкого подорожания товаров пяти категорий (продукты питания, лекарства, транспортные, энерго- и коммунальные услуги). Так ли это и как бороться с недостоверными данными Госкомстата?
Когда считают инфляцию, берут огромный перечень товаров. Если бы считали по продуктам питания - показатель инфляции был бы значительно выше. Берется набор товаров и считается структура потребления.
Всем понятно: чем беднее люди, тем выше доля продовольственных товаров в их корзине. Если при этой же динамике считать индекс цен в других странах, то он будет другой. Только потому, что доля товаров будет разной. В Европе меньше тратят на продукты питания.
Я не имею оснований считать, что Госкомстат делает какие-то манипуляции. Это очень часто используется политиками с точки зрения влияния на избирателей. В последнее время мы имеем непростую ситуацию по инфляции. Годовой показатель инфляции 9,4% за последние 12 месяцев. Почти 21% - рост промышленных цен. Это очень большой показатель. Конечно, показатель инфляции средний. У разных людей разное потребление. У многих это, преимущественно, продукты питания. В разных районах по-разному. Невозможно уловить особенности, но людей, к сожалению, это задевает. Страна должна переходить к другим параметрам инфляции. 10% - какое-то магическое число. Оно преследует страну уже долгое время. Страна должна бы выйти на показатели, характерные для всего мира - 0,5%, а лучше вообще не иметь инфляции. Например, в прошлом году в США была дефляция -1%.
Расскажите, почему вы сами ушли с должности министра финансов?
Когда я слышу слово долг - мне становится плохо. Я не привык, чтобы страна жила в долг. Я придерживался этой позиции, пока был министром финансов. Дефицит бюджета никогда не был больше 2%. Министр финансов приготовил один бюджет, а правительство приняло другой. Я не согласился с этим бюджетом и отказался его подписать. Я пробовал изменить ситуацию после принятия бюджета. Была подготовлена новая версия бюджета. Но реакции не было. К сожалению, ситуация не была приемлема. И я подал в отставку.
Хочется узнать у вас, как у бывшего чиновника - как побороть самую большую проблему страны - коррупцию? Что вы реально сделали для этого и кто мешал сделать больше? Ведь с ней никакие старания, кредиты, реформы не помогут
Где возникает коррупция? Там, где постоянно надо заходить в чью-то дверь - дверь чиновника. Каждый такой подход не только унижает людей, но и очень часто создает условия для коррупции. Надо устранять факторы, при которых люди вынуждены ходить к чиновнику. Чем меньше таких походов - тем меньше коррупция. Это фундаментальные реформы.
Какая разница между чиновником и простым человеком? Чиновник всегда распоряжается чужими деньгами. А потому мы слышим о разного рода "откатах". Никто из людей, которые строят свой дом, не думает об "откатах".
Поэтому надо максимально устранить зависимость от чиновника. Сделать отношения максимально прозрачными, потому что полностью устранить зависимость нельзя.
Если речь идет о попытке контролировать зарплату в конвертах, то я уверен, что нельзя заглянуть к каждому в карман. Это борьба с последствиями.
Эффективная борьба с коррупцией предполагает устранение причин. В дополнение могут быть использованы какие-нибудь карательные инструменты.
В прошлом году данные по дефициту бюджета ПФ у Азарова и Тигипко значительно расходились. Скажите реальную сумму дефицита ПФ и реального дефицита бюджета прошлого года.
К сожалению, иногда различие цифры дефицита ПФ имеют под собой основания. Не все специалисты считают цифры, которые платит бюджет в ПФ, дефицитом.
В бюджете есть несколько строк, по которым идет финансирование ПФ. Поэтому расхождения в цифрах иногда возможны. Я не назову вам сейчас точную цифру дефицита, но могу сказать общую цифру дефицита всех бюджетов, куда и пенсионный фонд входит. Я его называю так называемым дефицитом публичных финансов.
В прошлом году дефицит составил 91 млрд. грн. Это далеко от той цифры, которую официально обнародуют. По сравнению в 2009 годом, цифра дефицита была 104 млн. грн. Когда-то такие цифры вызывали у меня маленький шок. До 2008 года цифры дефицита измеряли 6-8 млрд. грн.
С цифрами нынешнего дефицита крайне опасно жить.
Может ли государство жить без долгов, и как это сделать?
Может. Так, как это делают 17 млн. украинских семей. Очень простое правило "Трать столько, сколько заработал".
Может ли государство, которому необходимо инвестировать в свое развитие, жить без долгов? Я не знаю ни одной успешной страны, которая это делает. Я знаю успешные страны, где это делают люди.
Но не в государство должны инвестировать, а в частный сектор. И я имею в виду не только иностранные инвестиции. Здесь достаточно возможностей для внутренних инвесторов. Почти 180 млрд. на руках населения - это гривна, которая лежит без толку. И под сукном держат несколько десятков миллиардов долларов, которые не приносят пользы ни стране, ни их владельцам.
Как отразится нынешняя ситуация с девальвацией белорусского рубля на гривне? Стоит ли в ближайшее время ожидать аналогичной ситуации и у нас? Ведь внешнеторговое сальдо у нас тоже идет в минус галопирующими темпами.
Прежде всего, Беларусь только повторила украинский пример 2008 года.
Причиной является огромный дисбаланс между экспортом и импортом. Я упрощу некоторые детали, но для понимания этого будет достаточно. Причиной дисбаланса стал популизм. Когда каждый год зарплаты растут быстрее, чем экономика. За 5 лет до кризиса зарплата в Украине выросла в 4 раза. Отсюда видно, что ничего хорошего это не принесло. Вы не можете предложить людям жить лучше, чем экономика дает. Это обман, который выливается в высокие цены в магазинах, а вторая часть идет за границу - импорт. Почти прямая корреляция между ростом украинского импорта и ростом зарплаты. Это произошло и в Беларуси, когда перед выборами подняли зарплату, и она вылилась в приобретение импортных товаров. Банк может пытаться исправить ситуацию, но, как говорят врачи, "поздно пить Боржоми, когда почки отказали". Вы уже не спасете ситуацию. Девальвация неизбежна.
Хотелось бы, чтобы мы всегда помнили об этом уроке, потому что Украина снова идет по этому пути. Девальвация - не только реакция на кризис, но и лечебный элемент. После дефицита торговли в 19 млрд. в 2009 году он сократился до 5. В прошлом году он был 9,3 млрд., то есть, он снова нарастает. Если сохранится динамика I квартала, то Украина снова выйдет на 20 млрд.
Белорусская девальвация повлияет на Украину не в прямой форме воздействия на курс, но экспортные возможности Беларуси ухудшатся. Это отразится и на украинском импорте.
Читайте полную версию интервью с Виктором Пинзеником.
Это интересно