Украинский транспорт принято считать слабым местом отечественной экономики. Существует предположение, что украинские экспортно-ориентированные предприятия могли бы работать с большей загрузкой, если бы имели лучший доступ к портам, и если бы лучше реализовался транзитный потенциал государства.
Критики отмечают и низкий уровень инвестиций в транспортную область, прежде всего из-за того, что она - государственная. В общем, это правда: по большей части государство сохраняет монополию на транспортную инфраструктуру. И именно руководители "Укрзализныци", "Укравтодора" и портов традиционно объясняют свои проблемы недофинансированием.
Однако предприятия, предоставляющие подвижной состав или экспедиторские услуги, то есть услуги доставки грузов, почти все частные.
Государственная железная дорога, частный вагон
В Украине существуют только государственные железные дороги, которые эксплуатируют железнодорожное полотно, локомотивы и две трети всех вагонов. И хотя в частной собственности магистральных электровозов и тепловозов нет, треть вагонов все же принадлежит частным инвесторам, свидетельствуют данные "Менеджмент консалтинг групп", консультанта "Укрзализныци".
На 01.11.2010 | Частица | |
---|---|---|
Общий парк грузовых вагонов в Украине | 183641 | 100% |
Инвентарный парк УЗ | 120607 | 65,7% |
Частный парк, в частности: | 63034 | 34,3% |
"Лемтранс" | 10 490 | 5,7% |
ЗАО "Укрэнерготранс" | 3047 | 1,7% |
ОАО "Запорожсталь" | 550 | 0,3% |
ООО "Укрметаллургтранс" | 1311 | 0,7% |
"Трансгарант-Украина" | 1300 | 0,7% |
ГП ООО "Ексимтранс" | 493 | 0,3% |
"Самые заметные частные операторы Украины афилированы с самыми большими металлургическими бизнес-группами", - отмечает Дмитрий Подтуркин, руководитель "Менеджмент консалтинг групп".
К таким операторам относится ООО "Лемтранс", связанное с компанией СКМ Рината Ахметова; ЗАО "Укрэнерготранс", работающий преимущественно с предприятиями группы ІСД; комбинат "Запорожсталь".
Независимые бизнес-структуры - ТОВ "Укрметаллургтранс", ГП " Трансгарант-Украина", ООО" Ексимтранс" - имеют значительно меньшие парки, составленные исключительно из полувагонов, которыми удобно обслуживать меткомбинаты.
Кроме того, на рынке железнодорожных перевозок работает предприятие "Спецтранссервис", которое параллельно с государством предоставляет цистерны под нефть и сжиженный газ.
Интересно, что частные операторы почти не закупают новых вагонов и эксплуатируют только тот старый подвижной состав, который в свое время удалось раздобыть.
мнение эксперта
Дмитрий Подтуркин, руководитель "Менеджмент консалтинг групп"
Главный фактор сдерживания развития парка частных вагонов – отсутствие экономической базы работы частного парка. Так, финансовый поток от эксплуатации вагона не дает возможности привлекать инвестиции на них покупку. Срок окупаемости работы вагона в Украине больший, чем нормативный срок его эксплуатации. Причиной этого является низкий уровень грузовых тарифов и вагонной составляющей в тарифеЭто интересно