Язык сайта:

Что ищут пользователи:

CексФитнесОтношенияСтильАвто

Finance.tochka.net проводит проект "Итоги года", в рамках которого Александр Кардаков - владелец компаний "Инком","Датагруп" и признанная "акула бизнеса", - написал для finance.tochka.net статью. В ней бизнесмен проанализировал, что изменилось в ведении бизнеса в послекризисный 2010, почему клиенты доверяют крупным компаниям, и что Украине нужно отделить "страну от государства", чтобы начать догонять Гондурас.

Организм уже как-то сам собой привык на стыке двух календарных периодов переосмысливать события прошедшего года и думать о будущем. Очередное погружение в себя принесло плоды в виде личной стратегии, а также нескольких мыслей, которыми захотелось поделиться.

Вспоминая и перечитывая свои же записи начала 2010 года, сделал для себя несколько выводов касательно изменений в бизнесе, подходах менеджмента, а также личных предубеждениях.

Итак, что изменилось в менеджменте?

Горизонты планирования

Если еще в начале года, задумываясь о будущем, мы в большей степени смотрели под ноги, сегодня вновь строим планы на 3-5 лет вперед. Во время кризиса менеджеры занимались разработкой продуктов, за которые потребитель готов был платить уже тогда, в тот самый момент. Продавая эти продукты сегодня, мы думаем о том, что будет востребовано завтра.

Конечно, мы всегда просчитываем, на чем будем зарабатывать в будущем. Но вспомните! Кризис - доходы падают, падают потому, что потребитель готов платить только за то, что для него сейчас жизненно необходимо. Соответственно, и компаниям, чтобы выжить, нужно предлагать нечто, без чего он не сможет.

Мне повезло, часть моих компаний, (например, "Датагруп") работает в сегментах, которые принадлежат как раз к числу счастливцев, чьи продукты востребованы. А вот остальным пришлось очень серьезно пересматривать продуктовые линейки. И в такой ситуации были многие компании. Нужно было очень оперативно придумать и создать новые актуальные продукты, чтобы дожить до того завтра, когда заработает долгосрочное планирование.

Мы возвращались к более длинным промежуткам планирования через финансовую составляющую. Да... деньги мы научились считать гораздо тщательней. Именно финансовое планирование стало более долгосрочным, а мы стали учитывать риски и погрешности в выполнении планов. Работа в этот сложный период многому нас научила, в том числе ведению переговоров на партнерских началах с финансовыми учреждениями.

Для многих ключевой задачей 2010 г. было способствовать перераспределению рынка в сегментах: расширению присутствия в уже занятых нишах, а также вхождению в новые, которые разрабатывались ранее.

Как следствие, наш (и не наш) бизнес опять начал укрупняться. Аптечный, сотовый, ИТ, игорный, "сладкий" и фитнес, а также, конечно, финансовый и страховой бизнесы потянуло на консолидацию.

Причин тому немало:

1. Потребитель доверяет крупным компаниям, особенно в В2В. Чем крупнее бизнес, тем качественнее услуги.

2. Большие компании выжили с рынка и частично выкупили средние. Если ранее крупный бизнес предпочитал позиционироваться в премиум-классе, работать только с такими же крупными компаниями, то после наступления кризиса основной оборот переместился в средний ценовой сегмент и сегмент эконом плюс. Не побрезговав, крупные игроки стали играть на поле средних компаний и просто отобрали у них нишу, скупив по дешевке их остатки.

3. Отечественный бизнес в такой способ может защищаться от экспансии иностранных компаний, и особенно, от заметно активизировавшихся российских игроков, чей приход влечет за собой передел рынка и ужесточение борьбы за покупателя.

4. Сокращение затрат на маркетинг на фоне усиления роли брендов логично приводит к тому, что менее известные марки выживают более сильные.

5. В некоторых отраслях укрупнение связано с политическими изменениями. Контроль в них постепенно переходит в руки крупных игроков, поддерживающих новую власть.

Кстати, о политике. В этом году я расстался с предубеждением, что в нашей стране можно существовать отдельно от политических процессов.

Самой большой проблемой в области рисков ведения бизнесов в Украине является наша власть. А, если говорить точнее, отсутствие выработанных ею понятных и прозрачных условий для ведения бизнеса в более-менее долгосрочном периоде. Наша власть, вне зависимости от "цвета": непоследовательна, необязательна и непостоянна.

Но даже не это главное, уже научились приспосабливаться ко всему. Доходит просто до абсурда. И есть большое желание отделить страну от государства по примеру того, как 500 лет назад была отделена от государства церковь. После чего начинать догонять Гондурас, который в рейтинге конкурентоспособности уже обогнал Украину адекватными бизнес-методами.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK