Несмотря на ряд преимуществ перед кредитом, покупка авто в лизинг так и не может стать ему полноценной альтернативой. Дело в том, что сами лизинговые компании больше настроены на работу с корпоративными клиентами, которые приносят им львиную долю прибыли, в то время как физические лица - это лишь капля в море.
Лизинг — договор аренды, предусматривающий предоставление клиенту товара (транспортного средства, оборудования и т.д.) либо услуги в пользование на строго установленный срок за согласованное вознаграждение. При этом право собственности сохраняется за арендодателем до момента возврата объекта лизинга либо до момента его выкупа лизингополучателем
Кроме того, существуют законодательные "пробелы", касающиеся налогообложения НДС и взносов в Пенсионный фонд, а платежи по договору зачастую привязаны к довольно изменчивым курсам доллара или евро. Все это значительно снижает привлекательность лизинга для рядовых граждан и делает его довольно дорогим удовольствием.
Удар под дых
2009 год стал для украинских лизингодателей настоящим испытанием.
"Рынок лизинга в Украине в 2009 году упал на 75%. Наши пессимистические прогнозы, увы, сбылись. Важными причинами стали кризис ликвидности, невозможность рефинансирования и, конечно, проблемы, связанные с законодательной базой", - объясняет Петер Оберауер, генеральный директор компании "Райффайзен Лизинг Аваль".
На текущий год тоже оптимистичных планов не было, но реальность оказалась лучше прогнозов. В частности, еще весной участники рынка заявляли, что планируют выйти на результат 2009 года и заключить новых договоров хотя бы на сумму в 2,5 млрд. грн. Однако, уже за первое полугодие 2010 года цена подписанных договоров перевалила за 1,4 млрд. грн., а по итогам года может достичь 3 млрд. грн.
Тем не менее, есть тревожные тенденции. Во-первых, сокращается количество самих договоров лизинга (за второй квартал 2010 года их заключено на 8% меньше, чем за аналогичный период 2009 года). Это означает, что поток клиентов падает, а платежи попросту получают за счет больших сумм финансирования.
Во-вторых, лизинговые компании активно пользуются банковскими кредитами для пополнения ресурсов. По данным Украинского объединения лизингодателей (УОЛ), кредиты занимают почти 70% в финансировании самих лизинговых операций, а удельный вес собственных средств лизинговых компаний сократился на 30%. Это означает, что стоимость полученных кредитов перекладывается на плечи клиентов, делая для них лизинг дороже.
К тому же, если качество лизингового портфеля значительно ухудшится, лизингодатель рискует не рассчитаться по долгам, а значит, ставит себя под угрозу банкротства. А доля проблемной задолженности высока и соизмерима с таковой у банков. В частности, по разным оценкам, она достигает 50%, из которых 20-25% - это практически безнадежная задолженность, а остальные 25% - договора, по которым исправить ситуацию еще возможно.
Плюс ко всему, рынок сужается, что снижает конкуренцию. Например, еще по состоянию на 2005 год, количество лизинговых компаний достигало 200. Сейчас активную деятельность ведут не больше 20-30 компаний, так как небольшие, независимые лизингодатели практически на 100% свернули свою активную деятельность и лишь продолжают "отрабатывать" заключенные ранее договора.
Лизинг автомобилей остается главным звеном в сфере финансового лизинга. На предмет лизинга машин заключено более 60% договоров. На втором месте - лизинг сельскохозяйственной техники (около 12% договоров). Далее следует лизинг в строительстве (свыше 9% лизинговых контрактов), а также сфера услуг, на которую приходится чуть более 4% договоров. При этом доля транспорта продолжает расти, в то время как удельный вес строительства, АПК и услуг - сокращается. Кстати, лизинг авто является и лидером спроса со стороны лизингополучателей.
Ограниченный доступ
"Работают с физическими лицами на сегодня исключительно те компании, которые принадлежат автомобильным дилерам и корпорациям. То есть интереса к финансированию граждан рынок пока не проявляет", - комментирует Роман Иваненко, председатель совета директоров УОЛ.
[page]
В итоге, сегодня на рынке физических лиц активно финансируют 3-5 лизинговых компаний. Выбор далеко не шикарный, равно как и условия.
"Ставки по договорам лизинга находятся на уровне кредитных. В среднем, это порядка 24-26% годовых в национальной валюте", - говорит генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва.
Требования к лизингополучателям также ужесточились. Высокий первый взнос как плата за риск: на уровне 30-40%. Кроме того, очень тщательно оцениваются доходы, принимается во внимание кредитная история, так как для лизингодателя важно четко спрогнозировать возможность и готовность будущего клиента касательно выполнения обязательств.
Но, как уже было сказано, для рядовых граждан невыгодность лизинга усиливается тем фактом, что часть лизинговой комиссии облагается НДС. Именно поэтому лизинговые компании настроены на клиентов, являющихся юридическими лицами и плательщиками этого налога. Ведь тот НДС, который они платят в составе лизингового платежа, фактически включается в налоговый кредит и возвращается им.
Для физлиц, которые берут авто в лизинг, этот НДС увеличивает платежи. При чем в том случае, если Нацбанк снижает учетную ставку (последний раз он это сделал 10 августа - с 8,5% до 7,75% годовых), издержки клиента растут, так как часть комиссии, которая превышает учетную ставку, как раз и облагается НДС.
Кроме того, проблемным остается вопрос уплаты взносов в Пенсионный фонд, который, по сути, требует двойную "подать": не только при регистрации авто, но и при передаче лизингополучателю.
Плюс ко всему, лизингодатель несет существенные потери при досрочном расторжении договора: штрафы достигают 3-5-месячных платежей. Да и само авто возвращается лизинговой компании, а уже уплаченные за него деньги и прочие затраты никто не компенсирует.
Будущее туманно
Пока что кредит выглядит значительно привлекательнее, чем лизинг, невзирая на возможность включить в ежемесячные платежи затраты на регистрацию авто, страхование, уплату транспортного сбора и т.д. Количество банков, готовых финансировать покупку авто, значительно расширилось, а условия становятся более лояльными.
Для того чтобы лизинг стал более доступным, необходимо расширение количества компаний, которые будут заниматься финансированием именно физических лиц. Также серьезного пересмотра требуют упомянутые законодательные коллизии.
"Если отменить НДС на лизинговые платежи, то это направление бизнеса имеет перспективы, если же нет, то кредит всегда будет дешевле", - уверен Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
Тем не менее, сами лизингодатели считают, что уже в 2011 году рынок оживится, так как на него, скорее всего, выйдут новые участники.
"Соответственно, это приведет к появлению более лояльных условий как по оценке финансового состояния клиента, так и по процентным ставкам. Уже к началу следующего года возможно снижение среднего авансового платежа на 5% и на 2-3 пункта - процентных ставок", - считает Людмила Золотарёва.
В далекое будущее участники рынка и вовсе смотрят оптимистично, приводя в пример развитую Европу, где лизинг занимает 30-60% финансирования авторынка.
"И если привести в норму законодательство у нас, я думаю, что в течение 2-3 лет 30% лизинга на автомобильном рынке - вполне реальная цифра", - говорит Роман Иваненко.
Это интересно