Язык сайта:

Что ищут пользователи:

CексФитнесОтношенияСтильАвто

В 2009 году страховые компании переживали шок от девальвации гривны, стремительного роста цен на ремонт авто, и, как следствие, резкого скачка убыточности. Тем не менее, многим СК удалось выровнять портфели и приостановить падение премий. Кроме того, договора уже заключались с учетом новых экономических реалий (курса, цен, ситуации на авторынке).

"Анализ результатов рынка КАСКО страхования за 2009-й и первое полугодие 2010 года показывает, что с имеющимся почти 50-процентным падением объемов продаж, по сравнению с пиковыми 2007-й и первой половиной 2008 годов, рентабельность КАСКО возросла", - рассказывает Александр Миколенко, заместитель председателя правления СК "ИНГО Украина".

Сейчас компании борются за премии всеми путями, вплоть до снижения тарифов. Однако далеко не всегда такая конкуренция идет на пользу страхователям, отражаясь не только на платежеспособности страховых компаний, но и на своевременности выплат.  

Удар ценами

В среднем, сейчас КАСКО стоит 5-7% от цены авто. Однако за счет варьирования опций, тариф может снижаться до 4-4,5% и повышаться до 8-10%.

Средняя стоимость ОСАГО для авто класса Chevrolet Aveo или Daewoo Lanos для киевлянина подорожала с 460–500 грн. до 1100 грн. и выше

Дороже всего обойдется полис, который предусматривает не только нулевые франшизы, но и дополнительные опции в виде эвакуатора, такси, отеля и т.д. Еще больше - до 12-13% - нужно заплатить при страховании возрастных авто с пробегом и без учета износа.

Минимальный тариф достанется водителям с большим стажем, которые согласны на крупные франшизы (2-3% по повреждениям и до 10% по угону) и ремонт на выбранной страховщиком СТО.

Но главное событие на рынке - рост цен на ОСАГО, которого страховщики добивались годами. С одной стороны, базовый платеж снизился с 291,49 грн. до 180 грн., но корректирующие коэффициенты, которые влияют на цену полиса, значительно расширились. В результате страховки обойдутся в 2-3 раза дороже. К примеру, средняя стоимость ОСАГО для авто класса Chevrolet Aveo или Daewoo Lanos для киевлянина подорожала с 460-500 грн. до 1100 грн. и выше, а за страховку для авто уровня Honda Accord придется заплатить не 900 грн., а около 2 тыс. грн.

Разумеется, рост цен сразу вызвал у граждан эффект "отторжения", что привело к снижению спроса. Тем не менее, повышение цен на ОСАГО играет и на руку страхователям, ведь они получили возросшие вдвое лимиты страховых выплат: до 50 тыс. грн. по ущербу имуществу и до 100 тыс. грн. - жизни и здоровью.

"Безусловно, с увеличением лимитов ответственности вырастет и средний размер выплат. По предварительным оценкам, этот показатель для имущества может увеличиться на 50-70%", - говорит директор департамента андеррайтинга и методологии СК "НАСТА" Игорь Запорожец.

[page]

К тому же, новые лимиты избавляют от необходимости доплачивать по крупным авариям из своего кармана, а также тратить лишние деньги на добровольную гражданскую ответственность.

Добропорядочные граждане

Ценовая борьба все равно не спасает страховщиков от потерь. По данным Лиги страховых организаций, за первое полугодие 2010 года премии по КАСКО уменьшились на 4%, а к концу этого года могут сократиться на 10%. Спасти страховщиков способно возобновление банковского кредитования, но оно возвращается слишком медленно.

Совсем не радует и ситуация с выплатами: у некоторых страховщиков уровень выплат не достигает даже 30-40%, хотя автострахование - ключевое в их портфелях. Всему виной "отмазки" СК: занижение сумм ущерба, масса ограничений, лишающих выплаты почти при любой аварии, а также банальное "не заплатим", побороть которое получается только через судебные тяжбы.

За первое полугодие 2010 года премии по КАСКО уменьшились на 4%, а к концу этого года могут сократиться на 10%

С автогражданкой ситуация несколько лучше: за первое полугодие 2010-го страховщикам удалось собрать почти на 20% премий больше, чем за аналогичный период прошлого.

Не обошлось здесь без ажиотажа, который поднялся еще минувшей зимой-весной, когда пошла серьезная борьба страховщиков за повышение тарифов. Это подтолкнуло автовладельцев приобретать страховки по тогда еще низким ценам. Свою лепту внесли и работники ГАИ, активно проверявшие полиса ОСАГО.

Сейчас участники страхового рынка надеются, что повысившиеся цены на "автогражданку" позволят страховщикам не только снизить убыточность, но и увеличить премии по автогражданке на 20-25% по итогам года.

"Для страховых компаний повышение цен на ОСАГО, в первую очередь, приведет к снижению убыточности. Ведь старые тарифы в должной мере не отражали рост убыточности по данному виду, в связи с чем многие компании работали по максимальным корректирующим коэффициентам для некоторых категорий транспортных средств", - рассказывает Игорь Запорожец.

С другой стороны, велики опасения, что на нежелании автовладельцев платить больше сыграют демпингующие компании. Правда, если учесть, что за обанкротившихся страховщиков долги по автогражданке возвращают их коллеги из Моторно-транспортного страхового бюро, есть надежда, что соблюдение ценообразование проконтролируют сами участники рынка. К тому же жесткий надзор в этом плане обещает и Госфинуслуг.

Отказаться или умереть

Ситуация в автостраховании - сложная. Прироста премий, которые служат источником для текущих выплат, нет, объемы резервов СК сокращаются, а их качество - далеко от идеала.

"Сегодня у большинства компаний, особенно мелких, качество резервов оставляет желать лучшего. А тех СК, которые улучшили качество своих резервов, к сожалению, меньшинство", - подчеркивает генеральный директор СК "QBE Украина" Олег Сосновский.

Сейчас участники страхового рынка надеются, что повысившиеся цены на "автогражданку" позволят страховщикам не только снизить убыточность, но и увеличить премии по автогражданке на 20–25% по итогам года

Так долго продолжаться не сможет, и страховщикам явно придется отказываться от упорного эксплуатирования "моторки", иначе, проев резервы, компании окажутся под угрозой банкротства. Сейчас у отдельных СК доля автомобильного страхования в портфелях достигает 50-70%, в то время как оптимальное значение - на уровне 20-40%. Уровень убыточности по "моторному" страхованию вообще бьет все рекорды - до 80-100% и даже выше.

"Действительно, у некоторых страховщиков, которые не сумели своевременно отреагировать на кризис, наблюдается критичный уровень выплат. Эти компании могут обанкротиться. Чтобы избежать этого, им необходимо срочно пересмотреть условия страхования и произвести селекцию своего портфеля автострахования", - считает Александр Миколенко.

Не исключено, что часть СК ударится в демпинг. Но и это - прогулка по тонкому льду, так как вал выплат очень быстро перекроет накопленные по заниженным тарифам премии и, опять-таки, приведет к разорению.

Так что страховым компаниям либо придется работать честно, выставлять адекватные тарифы, улучшать качество резервов и привлекать клиентов добросовестной платежной дисциплиной, или покидать рынок. Одним словом, отказаться или умереть.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK