Карьера
Елена Волошина: IFC – один из крупнейших инвесторов украинского агробизнеса
27 августа 2010 | Автор: Men`s Portal
В прошлом финансовом году, судя по заявлениям, IFC увеличила сумму инвестиций в экономику Украины почти в два раза - до $0,5 млрд. С чем связано увеличение инвестиций?
Во многом сумма определяется спросом на рынке. Прошедший год (финансовый год для IFC - с июля по июль - ред.) для Украины был посткризисным. А мы - структура, призванная содействовать развитию частного сектора. Увеличение объемов инвестиций связано с растущим спросом на наши "продукты". Причем эта помощь заключается не только в инвестиционных ресурсах, которые мы вкладывали в экономику, но и в консультационных программах. Большую поддержку мы оказывали существующим клиентам, консультировали банковский сектор, малый и средний бизнес.
IFC в среднем в год инвестирует в Украине $250-400 млн. За время нашей работы в Украине мы уже инвестировали более $1,5 млрд. в более чем 50 проектов в разных секторах украинской экономики. Если говорить в целом о регионе Европы и Центральной Азии, то в прошлом году IFC инвестировала рекордные $3 млрд. в 105 проектов.
Вы увеличивали штат сотрудников в такое нелегкое время?
Мы штат практически не расширяли, просто пришлось увеличить нагрузку на каждого сотрудника, руководствуясь лозунгом: "Do more with less".
Какие приоритеты у корпорации сейчас? В какие отрасли направляете основные усилия и средства?
IFC - это глобальная структура. И необходимо отметить, что востребованность наших ресурсов выросла не только в Украине, но и в Африке, Латинской Америке и Азии. Естественно, что приходится выбирать сектора, приоритетные для нас и экономики страны.
Разрабатывая стратегию работы в Украине, мы утвердили для себя три основных направления: финансовый сектор, агробизнес и проекты по энергоэффективности. Если говорить о поддержке аграрного сектора, тут мы инвестируем по всей вертикали производства, иначе говоря - "начиная с поля и до стола потребителя".
Какие программы уже существуют по энергоэффективности, какие только начинаете внедрять?
В сфере энергоэффективности наша работа разделена на два направления - инвестиционные проекты с конкретными компаниями и консультативная работа, которая часто нацелена на изменения институциональной и законодательной среды.
У нас есть довольно много примеров уже осуществленных инвестиционных проектов в разных секторах экономики. Например, совместный проект с ПроКредитБанком, которому мы предоставили кредитную линию в размере $20 млн. Эти средства могли использовать физические лица для замены окон, дверей, утепления квартир. А, например, проект с компанией "Хлебпром", который включал выделение $30 млн. для предприятия, предусматривал модернизацию производства.
Всего с 2005 года мы инвестировали около $280 млн. в различные проекты, связанные с энергоэффективностью. И мы планируем продолжать инвестировать в этом направлении, так как снижение энергозатратности экономики - одно из ключевых условий повышения конкурентоспособности. Это крайне важный пункт для Украины, так как ее экономика очень зависима от экспорта и условий на внешних рынках.
Инвестируя в частный сектор, мы предлагаем клиентам, помимо денежных ресурсов, еще и консультативную поддержку. Уже сейчас в Украине работает программа по повышению ресурсоэффективности. В центре внимания экспертов этой программы - предприятия агробизнеса. В этом году мы планируем начать работу в рамках проекта по стимулирования банковского финансирования проектов по энергоэффективности в промышленности.
Наши эксперты начали разработку рекомендаций для внесения изменений в законодательство в рамках работы нового консультативного проекта по улучшению ситуации с энергосбережением в жилищном секторе.
Что сейчас мешает массово внедрять проекты по энергосбережению?
Наверное, было бы лучше задуматься об энергосбережении тогда, когда экономика прогрессировала. Заработанные деньги можно было вложить в новые технологии. Но пока не наступил кризис, пока не поднялись цены на газ, никто об этом особо не беспокоился.
[page]
Наши эксперты проводили исследование по ситуации с энергосбережением в промышленном секторе и опросили 325 компаний из пяти секторов. Результаты показали, что одно из главных препятствий для внедрения проектов по энергосбережению - отсутствие финансовых ресурсов. Такие проекты, как правило, требуют масштабных инвестиций и имеют довольно большой срок окупаемости, а у банков сейчас ограничено финансирование, и кредиты они выдают очень выборочно и осторожно. Но, помимо ограниченности ресурсов, у банков также нет понимания, как оценивать проекты и переводить энергоэффективность в реальные финансовые потоки.
Какие предприятия сейчас уже начали осваивать "новые технологии"?
В первую очередь сегодня мы фокусируемся на существующих клиентах, особенно из агробизнеса. Кроме того, в таких проектах заинтересованы металлургические предприятия как самые зависимые от стоимости энергоресурсов. Ведь в конечном итоге выигрывает тот, кто эффективнее в плане затрат.
Какие прорехи в законодательстве Украины мешают запустить программу энергоэффективности в жилищно-коммунальной сфере?
Этот проект рассчитан на многие годы вперед. Чтобы схема реально заработала, необходимы фундаментальные изменения в законодательстве. На сегодняшний день в жилищно-коммунальной сфере можно финансировать отдельно стоящую квартиру и, к примеру, заменить в ней окна. А вот модернизировать теплосети отдельного здания - это проблема. Банку не за что зацепиться: некому дать финансирование, ведь ЖЭК не может быть заемщиком. Здание как сообщество жильцов само по себе не является юридическим лицом, которое имело бы финансовые потоки. Вот в этом направлении мы и будем работать. Ведь для того, чтобы в этот сектор пришли инвестиции, необходимы, прежде всего, законодательные изменения.
Почему IFC участвует в создании аграрного страхового бюро? Наши страховщики без вас не справились бы?
Агрострахование в качестве продукта практически отсутствует на рынке. Сейчас не сформирован спрос со стороны аграриев на эти услуги. Мы понимаем, что создание аграрного страхового бюро поможет снизить риски агробизнеса, что в результате сделает рынок более развитым. Специфика агрострахования в том, что если наступает неурожай, то суммы возмещения очень большие. Вместе с тем, украинский страховой сектор, несмотря на достаточно большое количество компаний, ощущает недостаток средств. Поэтому без перестраховщиков не обойтись, а для этого надо придать рынку цивилизованный вид. В первую очередь - решить задачу по изменению законодательства.
Наша роль в проекте заключается в том, что IFC объединяет лучший западный опыт и украинских специалистов. Наша команда работает со страховыми компаниями, фермерами, банками, регулятором и другими госорганами.
Какие из ваших проектов в агробизнесе наиболее успешны?
На сегодня IFC - один из крупнейших инвесторов в украинском агробизнесе. Только в прошлом финансовом году мы инвестировали более $160 млн.
Я могу назвать целый ряд компаний, которыми горжусь: крупнейший производитель курятины в Украине - "Мироновский хлебопродукт", крупнейший производитель сока - "Сандора", один из ведущих производителей хлеба - концерн "Хлебпром", мясо-молочная промышленность - "Глобино", растениеводы - компания "Мрия", сельхозтехника - компания "Райз". Со всеми этими компаниями мы использовали схему "деньги плюс". Этот "плюс" включает в себя техническую экспертизу и консультационную помощь по разным направлениям.
Какие программы IFC проводит в финансовом секторе?
Как я уже говорила, инвестиции в финансовый сектор - одно из приоритетных направлений нашей работы, потому что здоровая и устойчивая финансовая система - это здоровая, стабильно развивающаяся экономика.
В прошлом финансовом году мы сконцентрировали усилия на следующих направлениях: поддержка экспортеров через нашу Глобальную программу финансирования торговли (Global Trade Finance Program) и работа с плохими долгами и активами через Программу восстановления долгов и активов (Debt and Asset Recovery Program). Во-первых, в рамках работы с плохими активами мы также провели целый ряд семинаров для банков и консультировали индивидуальные банки. Во-вторых, мы активно сотрудничали с госорганами, выпуская свои рекомендации для НБУ касательно вопросов борьбы с проблемными активами.
Также Украина была в фокусе нескольких глобальных инициатив IFC. Так, вместе с партнерами (CRG Capital, Varde Capital, ADM Capital) были созданы фонды для реструктуризации проблемных активов как корпоративных, так и банковских, и эти фонды будут работать по всему региону, в том числе и в Украине.
Потребительские кредиты эти компании тоже выкупали у банков?
С розничными кредитами украинский банковский сектор более-менее справился. Сначала - используя собственные ресурсы, потом - прибегая к помощи коллекторских агентств. В Украине пока нет такого рынка, который был бы цивилизованным, и прозрачным, и требовал значительного объема иностранных инвестиций. Часть нашей работы сейчас нацелена на то, чтобы помочь создать прозрачные правила игры.
В Украине обсуждался вопрос создания банка плохих активов. Как вы считаете, необходим ли такой банк в Украине?
IFC не поддерживает идею создания государством банка плохих активов. Мы считаем, что в Украине эта проблема может быть решена через эффективную работу Национального банка и создание более комфортных условий для частных инвесторов, которые сами справятся с этой задачей.
Какие планы финансирование у корпорации на следующий год?
Я думаю, это будут привычные цифры - в районе $300 млн. Что касается направлений, то стратегическими для нас в этом году, как и в прошлом, останутся агросектор, финансовый сектор, а также инвестиции в проекты, связанные с энергоэффективностью.
Как вы считаете, финансовый сектор Украины уже выходит из кризиса или можно ждать очередного витка?
Я - оптимистка по натуре. Позитивным эффектом после кризиса станет тот факт, что экономика будет расти сдержанно и не будет перегрева, как это было ранее. Уверена, что банки рано или поздно начнут финансировать реальную экономику, потому что заработок на ОВГЗ - краткосрочный. К тому же, Евро-2012 подтолкнет к росту ряд отраслей. Впрочем, не исключаю, что мы увидим вторую волну реструктуризации.
Это интересно