Язык сайта:

Что ищут пользователи:

CексФитнесОтношенияСтильАвто

Снижение уровня платежеспособности населения и доверия к финансовому сектору в целом и страховщикам в частности привели к существенному уменьшению спроса на страховые услуги, в том числе и на страхование жизни. Украинские лайфовые страховые компании по итогам 2009 года собрали 827,3 млн. грн. страховых премий, что почти на 25% меньше, чем за 2008 год (1095,3 млн. грн.). Такие данные озвучила в начале апреля Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг). При этом сохраняется достаточно высокая концентрированность рынка.  «Доля пятерки лидеров рынка страхования жизни по результатам 2009 года по сравнению с 2008 годом выросла с 70% до 80%, а общий объем собранных премий этими компаниями составил более 529 млн. грн.», - рассказал председатель правления Страховой компании «Блакитний поліс» Алексей Клюк. По данным Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) в тройку лидеров по сбору премий в 2009 году, как и прежде, входят  «АЛИКО Украина», «Граве Украина» и СК «ТАС». Общий объем собранных ими в 2009 году платежей составил примерно 450 млн. грн.

Валютный отток

Как и рисковые компании, лайфовые страховщики недобрали премий, поскольку произошло сокращение каналов сбыта, ранее дававших гарантированные потоки клиентов, но нестабильных в условиях финансового кризиса. Это, прежде всего, страхование жизни и здоровья банковских заемщиков, а также страхование через туристические компании. «В прошлом году наблюдалось  значительное сокращение доли страхования жизни заемщиков в силу приостановления кредитования физических лиц. Также заметно сократился корпоративный  сегмент, что стало следствием  значительного спада в большинстве отраслей экономики», - комментирует Ермек Кадырбаев, председатель правления СК «СЕБ Лайф Юкрейн». По словам экспертов рынка, предприятия, включавшие в свои социальные пакеты расходы на накопительное страхование для своих сотрудников, пересмотрели эту статью расходов в сторону уменьшения, что повлияло на снижение удельного веса корпоративного страхования жизни на 25-30%.

По словам страховщиков в 2009 году не было четкого преобладания корпоративного или физического сектора: «Отдельные компании, делали уклон на развитие рынка страхования жизни физических лиц, другие же на развитие корпоративного страхования. Однозначно можно сказать, что мало кто выбрал стратегию развития банковского страхования жизни. Наша компания в 2009 году сделала ставку на развитие сегмента корпоративного страхования жизни», - рассказал Алексей Клюк.

В то же время, по данным регулятора, на фоне падения премий увеличилась сумма выплат страхователям: в 2009 году было выплачено 62,7 млн.грн., что на 66% больше чем за предыдущий период (37,7 млн. грн.). Частично этот факт объясняется тем, что при стремительно растущем курсе валют (за минувший год гривна девальвировала более чем на 50%) валютные договоры страхования жизни стали для многих страхователей неподъемной ношей, и они были вынуждены их расторгнуть. По словам страховщиков, на начало финансового кризиса доля валютных накопительных договоров в лайфовых компаниях составляла до 70-75% от общего количества страховок.  

Отказаться от страховки без серьезных потерь могли лишь те страхователи, которые осуществляли накопления по пять и более лет. Ведь при досрочном расторжении компания возвращает клиенту не весь накопленный капитал, а лишь выкупную сумму, которая в первые два-три года страхования чаще всего равна нулю. Страхователи с небольшим стажем были вынуждены воспользоваться услугой перевода валютных договоров в гривневые. Также, страховщики, желающие сохранить клиентов, предлагали им различные варианты позволяющие смягчить финансовую нагрузку. СК предоставили  возможность уменьшить страховые платежи и, соответственно, страховую сумму, либо вовсе перевести договор в беспремиальный статус с возможностью последующего восстановления. Клиентам также разрешалось отложить очередной платеж на срок до трех месяцев без каких-либо штрафных санкций.

По словам страховщиков, в отличие от отсрочки платежей, конвертация валютных договоров в гривневые не была массовым явлением: «Смена валюты страхования в нашей компании всегда являлось правом клиента, это указано в наших правилах страхования. За время кризиса правом изменить валюту на гривну воспользовалось чуть более 1% клиентов», - говорит председатель правления СК «Дженерали Гарант Страхование жизни» Станислав Гоцуляк. По словам заместителя председателя правления СК «Оранта-Жизнь» Рустема Галиева, в его компании услугой по смене валюты воспользовалось также не более 1% клиентов.

[page]

Для конвертации добровольного договора страхования жизни из СКВ в национальную валюту клиент должен был подать заявление в свободной форме, после чего компания осуществляла перевод по курсу Национального Банка  на дату внесения такого изменения. Однако отдельные страховщики пошли навстречу своим клиентам и предложили им льготные условия конвертации: «Чтобы сохранить клиентский портфель, мы предоставляли свои клиентам антикризисные возможности, которые включали в себя  возможность смены валюты. Для конвертации мы применяли льготные курсы - 5,05 и 7,0 для доллара и евро соответственно», - рассказал Рустем Галиев.

Низкий спрос на пересчет взносов в гривну по докризисному курсу объясняется тем, что при этой операции, страхователь несет курсовые потери - ведь по такому же курсу страховая компания пересчитает уже накопленную сумму в валюте. К тому же СК может высчитать из и так уменьшившейся суммы собственные затраты, которые страховщик несет при купле-продаже безналичной валюты (различные банковские комиссии и сборы в Пенсионный фонд и тп.). 

Гривна набирает обороты

«Начало кризиса толкнуло многих клиентов к переходу на гривну. В структуре нашего портфеля более 50% - это валютные договора», -  говорит Рустем Галиев. Доля гривневых договоров в портфелях страховщиков в 2009 году значительно увеличилась, поскольку клиенты предпочитали заключать новые договора в национальной валюте, которая казалась им более прогнозируемой, нежели доллар или евро. «На сегодняшний день в нашем портфеле 52% действующих договоров - в валюте и 48% договоров - в гривне. По договорам, заключенным в 2009 и начале 2010 годов выражено преобладание гривневых договоров над валютными», - дополняет коллегу Станислав Гоцуляк.

Действительно, на сегодня для страхователей финансовая нагрузка при курсовых колебаниях менее ощутима, если валютой страхования по договору является гривна. «Сумма ежегодного страхового платежа остается неизменной из года в год, а процентная ставка, начисляемых в конце года бонусов (СК обязаны распределять между клиентами не менее 85% инвестдохода), по гривневым договорам выше, чем по договорам в иностранной  валюте», - говорит председатель правления страховой компании «Брокбизнес-Жизнь» Вадим Загребной. При этом страховщик отмечает, что эти преимущества теряют свою значимость с точки зрения длительности действия страхового договора и вследствие  инфляционных процессов в экономике. Тогда как полисы в СКВ позволяют получать не только инвестиционный, но и немалый курсовой доход. Хотя это возможно лишь при условии, что национальная валюта будет девальвировать. В периоды, когда гривна укрепляется, владельцы валютных полисов несут убытки.

Чтобы граждане заключали больше договоров в национальной валюте, отдельные компании предлагают индексацию страховой суммы и страхового взноса в зависимости от официального индекса инфляции, который устанавливает Государственный комитет статистики Украины. «В нашей компании возможность индексации для гривневых договоров появилась в 2007 году. Это позволяет клиентам сохранить страховую сумму от влияния инфляции. Большинство наших страхователей пользуются этой возможностью», - рассказал Станислав Гоцуляк.

В прошлом году, за счет высоких депозитных ставок, страховщики смогли заработать для клиентов дополнительный инвестиционный доход по долларовым договорам в размере 11-13% (вместе с гарантированным, который составляет 4%), по гривневым -17-22%. «Ежегодный бонус носит в себе характеристики, идентичные банковским депозитным продуктам. Проценты бонусов в гривневом эквиваленте выше, чем в валюте», - говорит Вадим Загребной. В текущем году доходность депозитов падает, поэтому специалисты прогнозируют, что за 2010 год ежегодные бонусы страховщиков снизятся на 25-30%.

Страховщики ожидают, что общий объём премий по рынку страхования жизни в 2010 году вырастет на 20%-30% и может превысить рекордный показатель 2008 года за счет оживления корпоративного и банковского страхования жизни. По мнению Станислава Гоцуляка более активный рост будет у брокеров и компаний, имеющих растущую агентскую сеть. «В 2010 году, вероятнее всего, тройка лидеров не поменяется: «Alico Украина», «Граве Украина», «ТАС», а вот на четвертой и пятой позиции могут быть изменения, их могут занять СК, входящие в первую десятку лидеров», - прогнозирует Алексей Клюк.

На премии от физических лиц страховщики особо не рассчитывают. Необходимым условием повышения активности физлиц в лайфовом страховании является увеличение доверия населения к финансовому сектору в целом. «Главный фактор, сдерживающий приток средств в лайфовое страхование от физлиц, - отсутствие фонда гарантирования вкладов подобного банковскому, из которого могли бы выплачивать возмещения в случае банкротства СК», - считает Вадим Загребной. Банкротства лайфовых страховщиков менее вероятны, чем компаний из рискового сектора, тем не менее, население все еще с осторожностью относятся к финансовым продуктам с элементами накоплений. При этом ситуация с платежеспособностью многих СК сегодня еще далека от благополучной. Очередное банкротство  в страховом секторе может снова вызвать волну недоверия и скептицизма по отношению к страховщикам.

А Вы пользуетесь услугами страхования жизни? Ответить

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK