Финансовый кризис не мог не отразиться на одном из сегментов финансового рынка - лизинге. Если объем лизинговых договоров на конец 2008 г. составлял 29 млрд. грн., то в первом квартале 2009 г. - 28, 5 млрд. грн., а в третьем - 28,3 млрд.
Еще хуже ситуация с новыми договорами лизингодателей: в третьем квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. объемы профинансированных новых договоров сократились на 70% до 560 млн. грн. (по данным Украинского объединения лизингодателей).
Закон есть, пользы нет
Отчасти падение рынка лизинга связано с проблемами лизингодателей, которые им создает украинское законодательство. Сам закон, регулирующий рынок лизинга, был принят еще в далеком 1997 г., а последние изменения - в 2004 г. Однако, по мнению лизингодателей, закон нуждается в серьезной доработке.
«Перспективы развития рынка лизинга в Украине существуют, но этому препятствует ряд причин. Самой главной из них является несовершенство украинского законодательства. Этот факт не позволяет рынку полноценно развиваться, а компании, в свою очередь, несут убытки», - говорит генеральный директор Райффайзен Лизинг Аваль Петер Оберауер.
Согласно закону, в результате возврата объектов лизинга от лизингополучателей, не являющихся плательщиками НДС, возникает проблема начисления НДС повторно, что уменьшает фактическую стоимость при реализации объекта лизинга на 17%.
Кроме того, компании, предоставляющие услуги оперативного лизинга автомобилей и проката авто, не имеют права на налоговый кредит, хотя автотранспорт у них также служит средством производства и по существу, считают лизинговые компании, ведь они также предоставляют автотранспорт клиентам, только без водителя.
Беспокоит лизинговый рынок и вопрос налогообложения процентов и комиссии. В лизинговой деятельности проценты и комиссионные облагаются налогом при условии превышения их размера двойной учетной ставки НБУ. При этом, как известно, банковские проценты по кредитам не облагаются налогами вообще. Лизингодатели считают этот факт не только не рыночным способом снижения маржи, приводящим к удорожанию лизинга как финансововго продукта, но и неконкурентным принуждением нести огромные административные расходы, перезаключая договоры по несколько раз за срок их действия вследствие изменения учетной ставки или колебания курса валют, что также автоматически подводит проценты под налогообложение.
«Мы не говорим о льготах, хотя в свое время в США были льготы для лизингодателей, и благодаря этому рынок получил бурное развитие. Мы лишь говорим о равных правилах игры. Подготовленный Ассоциацией законопроект передан на рассмотрение депутатами Верховной Рады», - отмечает исполнительный директор ассоциации «Украинское объединение лизингодателей» Марина Мурга. По ее мнению, законопроект может быть принят в этом году.
Компаний много, лизинга мало
Рынок лизинга в Украине предоставляют более 200 юрлиц, но реально занимаются лизингом гораздо меньше компаний. Так, по данным Госфинуслуг, на 1 июля 2009 г. право предоставлять лизинг имели 211 компаний-лизингодателей, а вот предоставляли услугу только 124 компании. На самом деле лизингодателей еще меньше. «Количественный прирост создают компании, которые не занимаются лизингом, или делают одну-две сделки в год, а просто получили разрешение от Госфинуслуг», - отмечает Марина Мурга. По ее словам, 80% рынка лизинга в Украине принадлежит 30 лизинговым компаниям, в числе которых - автопроизводители, крупные банковские и международные бренды.
По данным Украинского объединения лизингодателей, наибольшими портфелями (по итогам 3 квартала 2009 г.) обладали такие компании как «ВТБ Лизинг Украина» (5,7 млрд. грн.), «Райффайзен Лизинг Аваль» (1,8 млрд. грн.), «УниКредит Лизинг» (1,6 млрд. грн.), «Хьюпо Альпе Адриа Груп» (716 млн. грн.), «ИНГ Лизинг Украина» (625 млн. грн.), «Евро Лизинг» (582 млн. грн.), «Ласка Лизинг» (514 млн. грн.).
[page]
Банковские «дочки» являются лидерами рынка, что обусловлено, в первую очередь, поддержкой материнских структур, ведь лизинговые компании в качестве источника финансирования используют банковское кредитование, а принадлежность к международным банковским группам дает возможность лизингодателям получать более дешевое финансирование. Следовательно, и стоимость лизинга в таких компаниях более недорогая, чем в компаниях с украинским капиталом. Поэтому неудивительно, что из 18 компаний-лидеров рынка компаний с украинским капиталом всего четыре.
«В скором будущем произойдет уменьшение количества лизинговых компаний (этот процесс начался уже сейчас). Их клиенты перейдут к крупным компаниям, которые смогут предоставить высококачественный сервис и полный спектр сопутствующих услуг, а также смогут удовлетворить потребность украинской экономики в заемных ресурсах. Несомненно, лидерами так и останутся компании, принадлежащие международным финансовым группам», - уверен Петер Оберауер.
Альтернативы транспорту нет
Если говорить об объектах лизинга, то лидирующие позиции занимает транспорт. Так, по данным УОЛ, по итогам 3 квартала 2009 г. среди всех договоров финансового лизинга преобладали договоры в отрасли транспорта (56%). С большим отрывом идет сельское хозяйство (13%), строительство (13%) и сфера услуг (6%). Предоставление в лизинг автомобилей для большинства компаний останется приоритетом номер один. «Активным спросом в этом году будут пользоваться совместные программы лизинговых компаний с автодилерами и автопроизводителями, в рамках которых будут предложены наиболее выгодные условия. Направление легковых и коммерческих автомобилей останется приоритетным», - констатирует генеральный директор VAB Лизинг Людмила Золотарёва.
По прогнозам компании «Евро Лизинг», рост рынка лизинга автотранспорта в 2010 г. составит более 150% (по количеству новых договоров лизинга), что связано с прогнозируемой массовой переориентацией банков с кредитов на лизинговые схемы финансирования покупки автомобилей, улучшением правового поля деятельности лизинговых компаний, повышением осведомленности физических лиц о возможностях лизинга.
Кризис заставил автомобильные корпорации развивать лизинг, чтобы нарастить объемы продаж автомобилей.
«Наиболее активными игроками на рынке транспортного лизинга были компании, вышедшие в конце 2008 г.: «Укравтолизинг» и «Порше Лизинг Украина». Их доли рынка в приросте составили около 28% и 18% соответственно. Большинство других компаний, лидеров рынка минувших лет, избрало политику взвешенного финансирования новых договоров», - отмечает директор департамента продаж и маркетинга компании «Евро Лизинг» Анастасия Стеклова.
Финансовый кризис заставил большинство лизингодателей отказаться от наращивания объемов и заключения новых договоров. Приостановка лизинговых программ была связана с ухудшением платежной дисциплины - количество просроченных платежей в компаниях составило от 20 до 30%. Если же в портфеле договоров компании большую долю занимало строительное или автодорожное оборудование, то проблемная задолженность достигала 40%.
И хотя лизинг долгие годы существовал как услуга для юрлиц, сейчас лизингодатели присматриваются к физическим лицам, планируя создание новых продуктов специально для потребителей-физлиц. «По мере развития в Украине лизинг справедливо начал привлекать на себя внимание потребителя, это был лишь вопрос времени. В перспективе эта тенденция только укрепится. Уже сегодня мы ощущаем увеличение обращений физических лиц и увеличиваем долю договоров, заключаемых с ними. Если раньше в клиентском портфеле она не превышала 5-7%, то на сегодня это около 50% новых сделок», - отмечает Людмила Золотарева.
Хотя крупные банковские бренды зявляют о неготовности работать с «физиками» в силу высоких рисков. «У некоторых компаний группы Райффайзен в других странах лизинг для физлиц является основой бизнеса, в Украине подобных планов пока нет по причине отсутствия достаточного количества потенциальных лизингополучателей с необходимым уровнем доходов и приемлемым уровнем закредитованности»,- утверждает Петер Оберауер.
Стоимость лизинга выросла по сравнению с 2008 г. незначительно - до 13-14% годовых (в иностранной валюте). Однако долгосрочный лизинг больше недоступен в Украине, и с целью минимизации рисков лизингодатели уменьшают сроки лизинга до 1-3 лет. Кроме того, ужесточившийся подход к клиенту сделал лизинг недоступным для многих потенциальных лизингополучателей. В перспективе оживление рынка лизинга начнется к концу 2010 г., однако активное наращивание объемов произойдет не ранее второй половины 2011 г.
Рынок изменился
Генеральный директор Райффайзен Лизинг Аваль Петер Оберауер:
Рынок лизинга за последний год приобрел ряд нюансов. Во-первых, сократилось количество реально работающих лизинговых компаний. Из более чем двухсот компаний, зарегистрированных в конце 2008 года, сейчас продолжают финансировать клиентов не более двадцати. Остальные занимаются только администрированием существующих договоров. Во-вторых, лизингодатели начали существенно уменьшать свои риски. Более лояльные условия предлагаются для собственной техники и оборудования лизинговых компаний (в основном, они были изъяты у клиентов-должников). Данное предложение имеет довольно высокий спрос, т.к. не каждое предприятие может позволить себе приобретение новой техники в период кризиса. Лизинг новых активов предлагается для клиентов с положительной кредитной историей либо для клиентов связанных с лизингодателями структур (банков, страховых компаний и т.п.). И третьей основной тенденцией является ухудшение платежной дисциплины клиентов. Особенно остро данная проблема видна в строительной сфере, т.к. эта отрасль ощутила на себе последствия кризиса гораздо сильнее остальных.
Повальная реструктуризация
Директор департамента продаж и маркетинга компании «Евро Лизинг» Анастасия Стеклова
Основные тенденции на рынке лизинга в 2009 году: увеличение среднего срока лизинга текущих договоров: удельный вес договоров сроком от 5 до 10 лет в 3 квартале 2009 года составлял около 39% против 4,3% в 2008 г. Это связано с реструктуризацией договоров из-за проблемной задолженности лизингополучателей. Увеличение количества сделок в сегменте физлиц связано с ростом активности автомобильных компаний. Можно констатировать рост сумм авансовых платежей (до 35-50% против 0% в предыдущие периоды), а также ставок по лизинговым договорам, что связано с общей ситуацией на финансовых рынках, а также увеличение количества сделок повторного лизинга. Основными направлениями деятельности компании в 2009 г. были: текущее обслуживание корпоративных клиентов и реализация автомобилей, вышедших из лизинга (в том числе, повторных лизинг). Акцент был сделан на комплексе сервисных услуг и услугах по управлению автопарками.
А вы предпочитаете кредит или лизинг? Ответить
Это интересно