Сегодня легенде автомира исполнилось бы 137 лет
Задатки будущего инженера-конструктора Фердинанд Порше проявил еще в юности - в 15 лет он построил свой собственный генератор для освещения родительского дома. В те годы такую роскошь, как электрическое освещение, могли позволить себе только весьма богатые и влиятельные люди. Например, в Мафферсдорфе (в то время Австро-Венгрия), на родине изобретателя, электричество было только в доме бургомистра города.
Фердинанд Порше не пошел по стопам отца, у которого была небольшая фирма по производству изделий из жести, а окончил технический университет в Вене и получил диплом инженера. Параллельно с обучением он начинает работать в небольшой компании по производству электродвигателей.
Читай также: Как стать водителем-испытателем новых авто
Имея небольшой практический опыт и багаж теоретических знаний, молодой Фердинанд в возрасте 23 лет устраивается в компанию Lohner, где его сразу привлекают к работе над серьезными проектами.
Уже в 1900 году на автосалоне в Париже компания демонстрирует свой первый электромобиль, названный Lohner-Porsche. Удивительно, но электрические двигатели были интегрированы в ступицы передних колес! Не случайно, что машина 25-летнего конструктора была признана лучшим автомобилем выставки. Из соображений практичности Порше модернизировал этот аппарат в том же 1900 году, установив еще и бензиновый двигатель. Таким образом, можно сказать, что Фердинанду Порше принадлежит пальма первенства и в изобретении гибрида.
Период взлета
С этого момента начался стремительный взлет карьеры Порше. Уже в 1906 году он становится техническим директором компании Austro-Daimler. Здесь он строит свой первый спортивный автомобиль и участвует на нем в ралли «Пробег имени принца Генриха Прусского», на котором занимает второе место. Эта победа только раззадоривает молодого конструктора, и в следующем году на усовершенствованной модели спортивного Austro-Daimler он приходит к финишу первым.
С тех пор страсть к созданию спортивных автомобилей навсегда поселилась в сердце Фердинанда Порше. Возглавляя конструкторский отдел Austro-Daimler, он получает возможность реализовать свой творческий потенциал, создавая одну за другой спортивные машины, которые приносят победы и славу компании, а люксовые модели AD 617 и ADM 1 стали славной историей компании Austro-Daimler.
После слияния компаний Даймлера и Бенца он становится главным конструктором, где под его руководством появляются компрессорные моторы для гоночных, а затем и серийных машин. Под его руководством создаются легендарные серии «К» и «S», которые в конце 20-х считались одними из самых скоростных, комфортных и престижных европейских машин.
Позже, в 1931 году Порше создает свою конструкторскую фирму, а его известность и имя позволяют получать престижные заказы от европейских автопроизводителей. В начале 30-х годов он даже получает приглашение от высшего руководства СССР посетить грандиозные промышленные стройки сталинских гигантов. В конце этой поездки советское руководство предлагает ему пост главного конструктора любого промышленного гиганта, власть и привилегии, но Порше отказывается.
Читай также: Что твой автомобиль расскажет о твоем характере
Он уже захвачен идеей создания недорогого массового автомобиля. Первым толчком к его созданию стал заказ мотоциклетной компании Zundapp на проектирование дешевого авто. Но отсутствие средств у инвестора заставляет Порше искать новых заказчиков массового автомобиля.
Рождение народного авто
Перспектива обеспечить народ Германии доступным собственным транспортом очень заинтересовала пришедших к власти национал-социалистов. В 1935 году Фердинанд показывает первые ходовые экземпляры нового автомобиля, а уже в 1936 году начинается строительство завода по производству KdF-Wagen - в честь спортивно-оздоровительной профсоюзной организации Kraft durch Freude («Сила через радость»).
Интересно, что создание этого предприятия стало действительно народным, так как желающие приобрести новый автомобиль перечисляли каждую неделю на специальный счет 5 марок. А через 3 года и 8 месяцев, когда накапливалось 990 марок (именно столько должен был стоить народный автомобиль), можно было оформлять саму покупку.
Масштабы задуманного производства поражали своим размахом: один миллион машин в год! Перенимать передовой опыт конвейерного производства Фердинанд Порше поехал в Америку на заводы самого Генри Форда. Форд не видел потенциальной угрозы своей продукции со стороны европейского предпринимателя и его неказистой малолитражки. А Порше привез из Америки не только передовые технологии массового производства, но и группу специалистов, которых заразил своей идеей и интересными перспективами.
Читай также: История "Фольксваген" - 74 года на волне успеха (фото)
По возвращении конструктор усовершенствовал свою машину. Придал кузову аэродинамичную форму, улучшил некоторые узлы и детали. Собрал пробную партию из 33 машин, одна из которых даже попала в личный гараж Евы Браун.
На службе у Вермахта
Гитлер принимал личное участие в судьбе народного автомобиля, но раскручивающийся маховик военной машины втянул еще недостроенное предприятие в свою круговерть. В 1940 году началось производство не народных автомобилей, а армейских машин. А несколько сотен уже собранных машин разобрало руководство Третьего Рейха. До 1945 года предприятие выпускало полноприводные джипы Kubelwagen и амфибии Schwimmwagen.
Обе эти машины были построены на платформе «Жука» (так первым назвал малолитражку один американский репортер). В простых версиях Kubelwagen был с приводом на заднюю ось. Только командирские версии и плавающий Schwimmwagen оснащались подключаемым полным приводом и пониженным рядом в раздаточной коробке.
Машина получилась очень удачной. Несмотря на отсутствие полного привода, по проходимости Kubelwagen превосходил все остальные легковые автомобили вермахта. Независимая подвеска на торсионах хорошо «проглатывала» неровности дорог, а руль был очень легким. Кроме того, он был прост в обслуживании и эксплуатации, а также дешев в производстве.
Читай также: Правильные названия автомобильных брендов (фото)
За высокую надежность и живучесть он заслужил у солдат вермахта уважительную кличку «немецкий верблюд». Советские солдаты и союзники тоже высоко ценили эти трофейные машины. Как ни странно, более всего эта машина пришлась по душе американцам, которые выменивали у французов и британцев джипы Willys MB на трофейные немецкие Kubelwagen, причем по курсу 3:1 - три «Виллиса» за один «Кюбель»!
Помимо этих машин, Порше принимал участие в разработке танков «Тигр» и «Пантера», создавал самоходку «Фердинанд», а также участвовал в создании тяжелых моделей «Королевский Тигр» и «Ягдтигр». Им был спроектирован и 170-тонный монстр «Маус». Который так и не выехал за ворота предприятия и был взорван при приближении советских войск. Но ни одна из этих машин не принесла конструктору такой славы, как переделанный на военный манер KdF-Wagen.
Трудные времена
Сотрудничество с вермахтом не прошло для семьи Порше бесследно. В 1945 году французские власти приняли решение арестовать отца и сына Порше - их обвинили в том, что они активно сотрудничали с фашистским режимом, использовали труд военнопленных и выдавали гестапо бойцов Сопротивления, которые пытались саботировать выпуск военных автомобилей.
К счастью, с французами можно было договориться. Младшего, Ферри Порше, выпустили уже в 1946 году, а старший помогал компании Renault создавать модель 4CV. Получив свободу, Ферри Порше разрабатывает для итальянской компании Cisitalia гоночный автомобиль, а полученный гонорар в размере 1 млн. франков передает французским властям в качестве выкупа за отца.
После освобождения отец и сын Порше приступают к разработке собственного спортивного автомобиля. Построенный ими Porsche 356 прошел сертификацию и дорожные испытания летом 1948 года. С этого момента берет начало история марки Porsche как самостоятельного производителя спортивных автомобилей.
В этой модели широко использовались детали уже выпускаемого Volkswagen, а кузова ранних Porsche 356 изготавливались вручную из алюминия и только с 1950 года их стали делать из стали. 356-е продавались главным образом в Австрии и Германии. Со времени создания первого спортивного автомобиля компании Порше понадобилось еще 2 года, чтобы выпустить 20 автомобилей.
К сожалению, 30 января 1951 года сердце Фердинанда Порше остановилось. Он успел ощутить то признание, которое получил созданный им народный автомобиль, и стать свидетелем рождения славного имени Porsche, которое достойно продолжил его сын Ферри.
Спортивные и гоночные автомобили Porsche на долгие годы стали воплощением мощности, надежности и успеха. Благодаря своей гармоничной общей концепции Porsche 356 в свое время стал обладателем наибольшего количества побед и принес ошеломляющий успех молодой автомобильной компании.
Сегодня Porsche AG - немецкий автомобилестроительный концерн, который в основном принадлежит семьям Порше и Пих. Специализируется на производстве высококлассных спортивных автомобилей и внедорожников, дизайнерских услугах и финансовых операциях. Штаб-квартира и завод компании расположены в Штутгарте.
Porsche входит в концерн Volkswagen, хотя еще год назад эта небольшая компания пыталась скупить контрольный пакет акций самого Volkswagen и если бы не кризис и последующее громкое разоблачение, имела все шансы для реализации задуманного. Несмотря на тяжелую ситуацию на автомобильном рынке, машины под брендом Porsche продолжают хорошо продаваться, и сегодня компания остается самым прибыльным производителем спортивных автомобилей в мире.
Это интересно