В последнее время автолюбители получили от власти немало приятных подарков: тут и отмена обязательного техосмотра, и отмена талона предупреждений, доверенностей и т.п. Руководство МВД не раз нарекало на то, что такие поблажки заметно снизят поступления в бюджет государства и не только. И, не выдумав ничего нового, министр внутренних дел Анатолий Могилев в письме премьер-министру Николаю Азарову просит возобновить практику массовой рассылки, так называемых писем счастья. Иными словами, МВД просит правительство возобновить практику взимания штрафов с владельцев автомобилей за не совершаемые ими нарушения.
Суть вопроса

А ведь совсем недавно Конституционный суд Украины признал письма счастья незаконными, и водители отпраздновали победу над прятавшимися в кустах гаишниками с "Визирем". Как известно, в 2008-2009 годах Госавтоинспекция использовала радар "Визирь" в якобы автоматическом режиме. Тогда гаишники прятались за каждым кустом и фотографировали автомобили, а потом по почте рассылали штрафы.
Позже руководство МВД признало, что радар "Визирь" не является автоматическим прибором, а лишь измеряет скорость движущихся транспортных средств и позволяет делать фото и видеозапись нарушителей. "Визирь" может работать в двух режимах: контроль с измерением скорости и контроль без измерения скорости. В первом случае, инспектором задается порог скорости. Если измеренная скорость больше установленного порога, прибор сделает снимок одного кадра или начнет видеозапись. Прибор также обеспечивает внесение в кадр информацию о дате, времени и скорости транспортного средства.
Прибор может работать как в стационарном режиме, так и при движении в патрульном автомобиле. То есть, без присутствия инспектора ГАИ радар работать не может, потому и доказательством в деле рассылки "писем счастья" служить не может. Ведь, как известно, в Кодексе Украины по административным правонарушениям написано, что доказательством в деле могут быть только данные с приборов, работающих в автоматическом режиме и имеющие функции кино- и фотосъемки.
При этом не нужно заблуждаться и думать, что данные с "Визиря" нельзя использовать как доказательство. Можно, но только как дополнительное, как приложение к протоколу, и, очевидно, в случаях, когда водитель оспаривает нарушение. Но остановить и оформить нарушение в этом случае гаишники должны на месте.
Реальность
На сегодняшний день гаишники не имеют права просто сидеть в засаде и фотографировать автомобили, а потом на основании этих снимков штрафовать владельца транспортного средства, который данное нарушение мог и не совершать, а получал письмо лишь потому, что является владельцем данного автомобиля.
Сама практика рассылки писем счастья противоречит Закону Украины "О милиции", согласно которому милиционер обязан пресечь правонарушение, а не наблюдать за ним. Инспектору ГАИ четко предписано активно реагировать и останавливать правонарушение, которое происходит в его присутствии. Вместо этого гаишники работали простыми наблюдателями и не исполняли возложенные на них обязанности.
И эту порочную практику руководство министерства внутренних дел хочет возобновить, но еще и с некоторыми "усовершенствованиями". Так "рационализаторы" из МВД предлагают ввести систему, по которой владелец автомобиля обязан будет сначала уплатить штраф, а уже потом оспаривать решение ГАИ. Кроме этого, предлагают обязать хозяина машины платить все штрафы, даже если он не управлял ею на момент фиксации нарушения. И если в течение месяца штраф не будет уплачен, то его сумма увеличивается в два раза, а если не уплатить за полгода, то она уже умножится на пять! И только после оплаты можно будет начинать судебные разбирательства, чтобы доказать незаконность или неправомерность штрафа. Вот такие "улучшения"!
Эти инициативы выглядят особенно дико в связи с недавними изменениями в автомобильное законодательство. После отмены доверенностей на управление автомобилем водителю необходимо иметь при себе техпаспорт, права и страховой полис. Количество и имена водителей, которые могут управлять данным транспортным средством, нигде не указывается и никак не фиксируется. То есть, определить, кто именно был за рулем автомобиля в момент фиксации нарушения ПДД, практически невозможно.
Как действовать
Как правило, постановление по делу об административном правонарушении вместе с квитанцией по уплате штрафа, так называемое письмо счастья, приходит по адресу регистрации владельца транспортного средства. Что делать автовладельцу, если в один прекрасный день в своем почтовом ящике он обнаружит такое письмо?
[page]
В первую очередь не нужно бежать и сразу платить! Внимательно проверьте полученное письмо счастья на ошибки и нестыковки. Если в письме заметили грубые несоответствия, например на фото запечатлен не ваш автомобиль, не видно некоторых символов номерного знака или есть ошибка в регистрационных данных, то, как правило, жалоба руководству районного управления ГАИ поможет уйти от уплаты штрафа. Кроме этого, если вы уверены, что в момент фиксации правонарушения в автомобиле находились не вы - тоже пишите ответное письмо в ГАИ.

Так, согласно ч. 2 ст. 14-1 КоАП, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении правонарушения иным лицом, собственник в 10-дневный срок с момента вынесения постановления имеет право сообщить об этом органу или должностному лицу, которое это постановление вынесло. При этом исполнение постановления приостанавливается, а ГАИ проводит мероприятия с целью установить действительного нарушителя. Сформулирована статья таким образом, что если этого нарушителя сотрудники ГАИ не найдут, это уже не будет проблемой владельца транспортного средства. И ранее вынесенные постановления против автовладельца исполняться не будут.
Очень часто владелец транспортного средства, которому адресовано письмо счастья, может и не получить его, например, в связи с тем, что не проживает по адресу регистрации. В связи с этим переживать также не стоит, ведь, согласно законодательству, отсчет этих самых 15 дней для оплаты штрафа начинается не с момента вынесения постановления, а с момента получения письма нарушителем. Это в свою очередь сильно усложнит взыскание штрафа, ведь сроки его уплаты так и не наступят.
Если же письмо счастья составлено правильно, и придраться не к чему - подавайте иск в суд. Обязательно просите суд вызвать инспектора ГАИ, который вынес постановление, вытребовать у ГАИ документальное доказательство того, что инспектор, который вынес постановление, имеет допуск к работе с прибором "Визирь", потребовать у ГАИ документальные доказательства того, что зафиксировавший нарушение прибор использовался согласно инструкции по эксплуатации, вытребовать доказательства того, что фотофиксация была произведена именно в населенном пункте, а не за городом, где разрешено ездить быстрее.
Доказать ошибочность показаний "Визиря" вполне реально. Аргументов для отмены постановления о взыскании штрафа можно найти предостаточно. В первую очередь необходимо обратить внимание участников процесса на то, что прибор "Визирь" не является средством автоматической фиксации. Параметры его работы устанавливает инспектор, он может производить с ним какие угодно манипуляции, передвигать с места на место. А в ст. 122 КоАП сказано только о приборах, работающих исключительно в автоматическом режиме.
Далее можно обратить внимание, что снимок с радара не позволяет однозначно установить место нахождения автомобиля во время его съемки на камеру. Так, снимок со скоростью 100 км/ч мог быть сделан и на "бориспольской" трассе, где такая скорость разрешена. Ведь, если водителя не останавливали, и он не расписался в протоколе, то нельзя считать факт нарушения доказанным. Вообще желательно собрать как можно больше информации о причинах отмены штрафа.
Не рекомендуется, в целях защиты от идентификации своего автомобиля, пытаться каким-то образом скрыть номер авто. Сейчас на рынке существует множество приспособлений, начиная от спреев, которые предназначены для засвета фотографии на радаре, и заканчивая рамками-перевертышами. Но согласно Закону "О дорожном движении" и ПДД, запрещается эксплуатация транспортных средств с номерными знаками, которые закрыты другими предметами, загрязненные, перевернутые или неосвещенные. Ответственность предусмотрена ст. 121 КоАП и составляет от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае повторного нарушения грозит штрафом от 15 до 30 необлагаемых минимумов, вплоть до изъятия транспортного средства. Так что номерные знаки автомобиля должны быть чистыми и достаточно освещенными.
Однако, несмотря на рвение руководства МВД, с точки зрения здравого смысла возобновить практику рассылки писем счастья практически невозможно. Ведь для этого в стране необходимо отменить ст. 61 Конституции Украины, где указано, что юридическая ответственность граждан имеет индивидуальный характер. То есть, не может хозяин автомобиля отвечать за действия другого человека, который в момент совершения правонарушения управлял его транспортным средством. Кроме этого, статья 33 КоАП предусматривает, что при наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и т.д. А определить это снимком с "Визира" невозможно.
Нам остается только надеяться, что повторения истории с письмами счастья не произойдет и здравый смысл в головах наших вождей восторжествует.
Ранее auto.tochka.net писала, что о том, как не дать обмануть себя на автосервисе.
Это интересно



