Кому принадлежит украинский транспорт

Украинский транспорт принято считать слабым местом отечественной экономики. Существует предположение, что украинские экспортно-ориентированные предприятия могли бы работать с большей загрузкой, если бы имели лучший доступ к портам, и если бы лучше реализовался транзитный потенциал государства.

Критики отмечают и низкий уровень инвестиций в транспортную область, прежде всего из-за того, что она - государственная. В общем, это правда: по большей части государство сохраняет монополию на транспортную инфраструктуру. И именно руководители "Укрзализныци", "Укравтодора" и портов традиционно объясняют свои проблемы недофинансированием.

Однако предприятия, предоставляющие подвижной состав или экспедиторские услуги, то есть услуги доставки грузов, почти все частные.

Государственная железная дорога, частный вагон

В Украине существуют только государственные железные дороги, которые эксплуатируют железнодорожное полотно, локомотивы и две трети всех вагонов. И хотя в частной собственности магистральных электровозов и тепловозов нет, треть вагонов все же принадлежит частным инвесторам, свидетельствуют данные "Менеджмент консалтинг групп", консультанта "Укрзализныци".

  На 01.11.2010 Частица
Общий парк грузовых вагонов в Украине183641100%
Инвентарный парк УЗ12060765,7%
Частный парк, в частности:6303434,3%
"Лемтранс"10 4905,7%
ЗАО "Укрэнерготранс"30471,7%
ОАО "Запорожсталь"5500,3%
ООО "Укрметаллургтранс"13110,7%
"Трансгарант-Украина"13000,7%
ГП ООО "Ексимтранс"4930,3%

"Самые заметные частные операторы Украины афилированы с самыми большими металлургическими бизнес-группами", - отмечает Дмитрий Подтуркин, руководитель "Менеджмент консалтинг групп".

К таким операторам относится ООО "Лемтранс", связанное с компанией СКМ Рината Ахметова; ЗАО "Укрэнерготранс", работающий преимущественно с предприятиями группы ІСД; комбинат "Запорожсталь".

Независимые бизнес-структуры - ТОВ "Укрметаллургтранс", ГП " Трансгарант-Украина", ООО" Ексимтранс" - имеют значительно меньшие парки, составленные исключительно из полувагонов, которыми удобно обслуживать меткомбинаты.

Кроме того, на рынке железнодорожных перевозок работает предприятие "Спецтранссервис", которое параллельно с государством предоставляет цистерны под нефть и сжиженный газ.

Интересно, что частные операторы почти не закупают новых вагонов и эксплуатируют только тот старый подвижной состав, который в свое время удалось раздобыть.

 

мнение эксперта

Дмитрий Подтуркин, руководитель "Менеджмент консалтинг групп"

Главный фактор сдерживания развития парка частных вагонов – отсутствие экономической базы работы частного парка. Так, финансовый поток от эксплуатации вагона не дает возможности привлекать инвестиции на них покупку. Срок окупаемости работы вагона в Украине больший, чем нормативный срок его эксплуатации. Причиной этого является низкий уровень грузовых тарифов и вагонной составляющей в тарифе