Сегодня покупки через интернет - обычное дело. И сложно представить, что еще каких-то 20 лет назад онлайн-магазинов просто не существовало.Первопроходцем здесь был Amazon.com
Сейчас это мировой лидер интернет-ритейла. Его оборот в прошлом году составил $48 млрд., а чистая прибыль - $631 млн. В рейтинге самых успешных компаний мира Amazon.com занимает третье место.
Книжный старт
А начиналось все 18 лет назад. В 1994 году американец Джефф Безос покинул высокий пост вице-президента компании Shaw ради построения и развития собственного бизнеса. Он решил заняться продажами через интернет. Тогда это было ново и необычно.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: История успеха: порномагнат Ларри Флинт
В качестве продаваемого товара выбор Безоса пал на книги, так как их необязательно было видеть перед покупкой. Достаточно прочитать аннотацию, описание - и можно быть более-менее уверенным в своем выборе.
У 1995 году Amazon открыл свои "двери" в сети. Возможность покупать через интернет очень понравилась американцам, и уже в первый месяц работы "амазоновские" книги разлетелись по всем Штатам и за их пределами.
Миллиарды в сети: история успеха Amazon Getty Images
Объем продаж, как и посещаемость детища Безоса начали расти как грибы после дождя. Секретом успеха состоял не только в инновационной идеи интернет-продаж как таковых, но и в особом отношение к клиенту. Например, именно Amazon первым ввел возможность оставлять отзывы о товаре, несмотря на то, что многие партнеры-поставщики были против, опасаясь негативных оценок. Но, как оказалось, ставка на отзывы была правильной: от этого продажи только выросли.
Расширение границ
Далее Amazon решил расширить свой ассортимент реализации. И здесь, кроме книг, можно было уже приобрести музыкальные диски, видеопродукцию, цифровую технику, программное обеспечение, видео-игры.
На сегодня в Amazon.com реализуется 34 категорий товаров, в том числе и мебель, одежда, продукты питания, игрушки.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Прибыльное общение: история успеха Одноклассников
Идти вперед, никогда не останавливаться на достигнутом и крайне бережно относиться к клиентам - это, наверное, главные "заповеди" Amazon.
Такая политика помогла пережить компании большой крах доткомов в конце 90-х - в начале 2000-х. Да, это событие не прошло без последствий для детища Безоса: Amazon в этот период потерял близко полмиллиарда долларов, но, в отличии от многих, сумел выжить и далее наращивать свои обороты.
Новая фишка
В ноябре 2011 года Amazon предложил своим покупателям новый гаджет - планшет-читалку Kindle Fire по цене $199. Такая стоимость даже не покрывает затрат на производство. Нет, компания не решила заняться благотворительностью, а просто в вопросе заработка сделала немного другую ставку: продавая планшет по столь демократичной цене в Amazon рассчитывают, перекрыть все затраты и заработать на контенте - книгах, видео, музыке и приложениях.
Миллиарды в сети: история успеха Amazon commons.wikimedia.org
Кстати, через несколько дней после запуска Kindle Fire Amazon запартнерился с одним из самых известных издательств комиксов DC Comics, получив эксклюзивные права на электронные версии популярных комиксов включая "Супермена", "Бэтмена", "Зелёный Фонарь". Теперь купить комиксы можно только посредством планшета Kindle Fire. Вот такая вот стратегия.
В целом же маркетинговая стратегия Amazon.com выглядит так:
- разнообразие товаров и услуг в свободном доступе;
- постоянное расширение ассортимента;
- понятный клиенту интерфейс;
- филиалы по всему миру (национальные клоны бренда Amazon в Канаде, Великобритании, Германии, Японии, Франции, Италии и Китае);
- оптимизация издержек;
- современные способы связи.
Это интересно