В СМИ постоянно появляются пугающие заголовки о том, что к Земле близится очередной астероид. Но при ближайшем рассмотрении тут же выясняется, что небесный объект пролетает на приличном расстоянии от нашей планеты

Так что вероятность столкновения стремится к нулю еще быстрее, чем этот самый астероид летит по своей орбите.

Поэтому на вопрос, насколько реальна астероидная опасность, ответов, как водится, два: плохая новость заключается в том, что вероятность погибнуть от столкновения с небесным телом таки существует, а хорошая — в том, что этот шанс ничтожно мал.

Не дождетесь!

Читай также: Сплошная мистика: ТОП-10 загадочных тайн ученых

На Землю ежедневно падает несколько тонн метеоритного вещества, но эти объекты, как правило, сгорают в атмосфере чуть менее, чем полностью, поэтому до поверхности долетают астероиды относительно небольшого размера. Так что каждое столкновение с метеоритом, диаметр которого измеряется метрами, а не сантиметрами, превращается в событие глобального значения – вспомнить хотя бы относительно недавнего гостя, посетившего окрестности Челябинска. Его диаметр составлял 17 метров, а вес – около 10 тонн, при этом объект, строго говоря, даже не долетел до пункта назначения, поскольку взорвался в стратосфере. При этом челябинский метеорит по космическим меркам был просто крохотным, и на серьезные разрушения он не был способен в силу своих габаритов.

Смотри, как падал “Челябинский“ метеорит:

Для того, чтобы произошла катастрофа регионального масштаба, нужен диаметр около 100 метров, а астероид диаметром от 1 км вызвал бы глобальные потрясения. Но и в этом случае цивилизация не была бы уничтожена – чтобы поставить на ней точку раз и навсегда, нужен 10-километровый астероид. И такие гости, к счастью, очень редко заглядывают в наши края. Объекты от 30 до 100 м совершают визиты на Землю примерно раз в четверть века, астероиды диаметром от 100 метров – раз в 5000 лет, километровые – примерно каждые 600 000 лет, а 10-километровый астероид придется ждать 100 млн лет.

Свалился на мою голову…

Читай также: Мифы о космосе: температура метеоритов и цвет Солнца

Ученые то и дело пытаются подсчитать, какова вероятность для среднестатистического жителя Земли погибнуть от среднестатистического астероида. Результаты получаются очень и очень разные, так что пока эти исследования слабо отличаются от гадания на кофейной гуще. Если говорить о происшествиях из серии “астероид упал на голову“, то в истории до сих пор не зафиксировано ни одного достоверного случая. Этой зимой только ленивый не написал о мужчине из Индии, который якобы стал первой жертвой метеорита. Водитель автобуса спокойно шел по улице, когда на него свалилось небесное тело. Далее произошел взрыв, на земле образовался кратер шириной около полутора метров и глубиной 60 см, и еще около 3 человек были ранены осколками. Позднее NASA опровергло, что причиной смерти был метеорит, и такое же мнение высказали ученые из Индийского института астрофизики – в момент происшествия не было метеоритного дождя, а найденный черный камень не был похож на космического пришельца.

Впрочем, случаи, когда небесное тело падало на человека, истории известны, но достоверными считаются лишь два. В 1954 году метеорит пробил крышу дома и ранил его хозяйку в бедро. В 1984 году небольшой объект упал на мальчика в Уганде, но даже его не ранил – кроны деревьев погасили скорость, и ребенок отделался легким испугом.

Объектов большого диаметра, которые не будут размениваться по мелочам, а снесут сразу пару городов, а то и континент, тоже бояться особенно не стоит – по разным подсчетам, шанс погибнуть в результате такой катастрофы составляет от 1 к 1 000 000 до 1 к 75 000 000, и при таком количестве нулей между этими двумя числами нет особой разницы.

Читай также: По чем литр воды на земной орбите

После утешительных цифр вернемся к той самой плохой новости: астероидная угроза реальна, и вероятность того, что в Землю врежется довольно крупный космический объект, на самом деле существует. Поэтому надеяться, что этого никогда не произойдет просто потому, что не произойдет, по меньшей мере недальновидно. В прошлом году даже был учрежден Международный день астероида – он отмечается 30 июня, в годовщину падения Тунгусского метеорита, авторами этой инициативы стали ведущие ученые, включая Кипа Торна, а также Брайн Мэй – гитарист группы Queen.

Немного информации о Тунгусском метеорите смотри в следующем ролике:

Найти и обезвредить

Что может человечество противопоставить астероидам на данный момент? Увы, немного. То и дело возникают идеи о том, как отвести беду, — от ядерной бомбы, которая разнесет объект на подступах к планете, до буксира, который оттащит его куда подальше. Но все эти варианты слишком фантастичны даже с учетом тех скоростей, с которыми сегодня развиваются технологии. Поэтому люди пока что сосредоточились на первой части задачи “найти и обезвредить“, пытаясь обнаруживать опасные объекты как можно раньше. При этом проще даже не рассчитать, когда астероид к нам прилетит, а поймать в поле зрения все небесные тела, за которыми надо следить. Инструменты для поиска в распоряжении человечества появились относительно недавно, но они становятся все совершеннее. Буквально на днях начал опытную эксплуатацию первый такой телескоп, построенный в России.

Читай также: Космический туризм: Virgin Galactic представили корабль для путешествий

Широкоугольный телескоп, предназначенный для скоростного обзора неба с целью поиска опасных небесных тел, “прописан“ в Саянской обсерватории Института солнечно-земной физики сибирского отделения РАН. По словам Бориса Шустова, научного руководителя Института астрономии РАН и главы экспертной группы по космическим угрозам при совете РАН по космосу, за 30 секунд такой телескоп может получить на приемник излучения информацию об астероиде размером 50 м (это на 10 км меньше диаметра Тунгусского метеорита) на расстоянии в одну астрономическую единицу (150 млн км).  Подобные инструменты существуют в Европе, США и других странах, а наиболее известна американская программа NEO, благодаря которой удалось обнаружить десятки тысяч астероидов, которые могут сближаться с Землей.

Читай также: Едем жить на Марс: ТОП-10 крутых космических проектов

Поиски приближающихся астероидов крайне важны. Не случайно говорится, что лень – двигатель прогресса, и что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. К несчастью, эти правила актуальны для всего человечества. Пока не будет достоверно известно, что к нам из космоса летит что-то такое, что разнесет нашу планету или хотя бы ее часть, то основные бюджеты и усилия будут направляться по другим направлениям. Если обнаружится, что нас накроет, скажем, через пару недель или месяц, то, понятно, останется только молиться. А вот если объект, который с большой долей вероятности столкнется с Землей, будет найден за несколько лет, а еще лучше – за несколько десятков лет, у человечества будет достаточно времени, чтобы придумать что-нибудь, и шансы на спасение резко возрастут. Поэтому сейчас главное найти, чтобы мы успели обезвредить.

Между прочим, Discovery Science ежегодно поддерживает День астероида проведением марафона фильмов. Смотри их на телеканале.