Словарно-ресторанная история успеха создателя Lingvo
IT-бизнесмен Давид Ян, который 3 июня отпразднует 44-й День рождения, считает своей первой родиной Армению, где он родился и вырос, второй - Россию, где он построил свой бизнес. По национальности ощущает себя китайцем (отец Давида из Китая), а по значимости, наверное, является человеком мира. Ведь электронными словарями Lingvo его компании ABBYY пользуются свыше 30 миллионов человек более чем в 150 странах мира, интеллектуальную систему оптического распознавания ABBYY FineReader используют 20 млн. Кроме этого сотни тысяч людей в начале 2000-х знакомились благодаря первым коммуникаторам Cybiko, разработанным Яном.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Из школьника в миллионеры: история успеха Андрея Терновского
Словарная история
Предпринимательская история Давида Яна началась в 1989 году, когда он учился на четвертом курсе Московского физико-технического института. Готовясь к экзамену по иностранному языку, ему пришла в голову мысль сделать электронный словарь. Ему сразу же захотелось воплотить эту идею.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ: История успеха Антона Носика: создатель, живущий в сети
"Я нашел программиста, Сашу Москалева, и мы с ним решили за время летних каникул создать программу, а в августе продать 100 копий и оправдать наши усилия. Первую нашу программу Lingvo мы написали не за месяц, как планировали, а почти за год непрерывной работы. Нашим первым заказчиком был НИИ. Этот первый заработок помог нам отдать долги, но не заработать. Конечно, мы продали не 100 экземпляров программы, как собирались, а всего 15 за первый год", - вспоминал Ян о своем старте.
Но кроме 15 легальных экземпляров на рынок попало 50 тыс. пиратских копий. Денег, конечно же, это не принесло, но пришла популярность и понимание, что людям это нужно. Так появилась на свет компания Bit Software, которая начала наращивать обороты.
В 1992 году запустили корректор орфографии, в 1993 - FineReader, а в 1998 уже активно стали продвигаться на мировом рынке. В связи с этим был проведен ребрендинг, и Bit Software стала называться ABBYY.
Дословно ABBYY означает "ясный глаз". Это слово - реконструированная форма праязыка мяо-яо. Название связано с деятельностью компании ABBYY в области создания систем оптического распознавания текстов.
Болезненный уход
Рост ABBYY был стремительным. Компания открыла офисы в США и Германии, но в какой-то момент Ян немного отошел от управления этим бизнесом в пользу создания карманных компьютеров Cybiko, предназначенных для общения. Как он сам вспоминал, этот уход был болезненным, так как он не представлял своей жизни вне ABBYY. Но новый проект требовал 100% участия.
Идея Cybiko была проста: молодой человек вводил в свой коммуникатор информацию о себе и о девушке своей мечты. Компьютер сканировал информацию в радиусе 150 м и если находил подходящую девушку, начинал вибрировать. Конечно же, у девушки тоже должен был быть такой коммуникатор.
Планы на Cybiko были наполеоновские: миллионные тиражи и, соответственно, большие доходы. Но все же эта бизнес-история имела печальный исход. В 2001 году случился крах NASDAQ (американского внебиржевого рынка, специализирующийся на акциях высокотехнологичных компаний), и выпускать эти гаджеты не было финансового смысла.
Возвращение "домой"
В 2005 году Ян вернулся в ABBYY, где работает и по сей день. Но, по его словам, на ABBYY он тратит около одного дня в месяц.
А основную часть своего рабочего времени он уделяет компании iiko, которая специализируется на разработке инновационных систем управления для ресторанов.
На сегодняшний день системами iiko пользуются более 2 тыс. предприятий сферы обслуживания по всей России и за рубежом.
Прибыльное хобби
В 2004 году Давид Ян решил в центре Москвы открыть FAQ-кафе - место для встреч и общения творческих людей в атмосфере вечеринки у друзей дома. Это все организовывалось на уровне хобби. Но и эта идея оказалась прибыльной, и бизнесмен открыл еще несколько FAQ-клубов. Даже в кризис "творческо-гастрономические" заведения Яна демонстрировали стабильную прибыль. Сейчас у него пять ресторанов, которые приносят деньги и удовольствие.
Свои творческие идеи Давид Ян также реализует через флеш-мобы, к некоторым из них даже пишет сценарии, правда, под псевдонимом. По его словам, это занятие ему приносит огромное удовольствие.
Секреты успеха от Давида Яна
- Если ты решаешь какую-то глобальную потребность человечества и ты готов сделать для этого все, то финансовая часть рано или поздно придет, ты научишься фокусироваться и на этом тоже. Но если ты изначально фокусируешься только на финансах, то достигнешь краткосрочного результата, но никогда не построишь вечную команду, компанию, которая будет работать долго.
- Жизненных обстоятельств вполне достаточно для того, чтобы были сложности, не нужно что-то делать искусственно. В тех проектах, где я участвую в разных качествах, я не создаю проблем искусственно. Я стараюсь сфокусировать людей на результате.
- Команда - это самое главное, что может быть в бизнесе. Любой бизнес делают конкретные люди. Инвесторы вкладывают не в идею, а в команду.
- Я сам и многие, с кем я общаюсь, принадлежат к людям так называемого шизоидного типа. Это значит, что они создают свой собственный мир. Наверное, только такие шизоиды могут всерьез заниматься искусственным интеллектом и машинным зрением.