Дима Борисов: ресторанный рынок Киева – это голое поле

Кризис - прекрасное время для бизнес-старта - считает известный киевский ресторатор Дима Борисов. Именно в разгар кризиса он открыл свой первый ресторан "Барсук", который стал очень популярным в столице и окупился буквально за четыре месяца.

Сейчас у Димы Борисова уже открыто три ресторана - "Барсук", gastroRock, FoodTourist. А еще два - детский BabyRock и ресторан паназиатской кухни - появятся вскоре.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Борисов рассказал о ресторанном бизнесе

Он говорит, что на старте в свой "Барсук" вложил меньше $47 тыс. И главной проблемой, с которой он столкнулся, было, как разместить всех желающих  в небольшом ресторанчике.

Бизнесмен постоянно общается со своими посетителями, как непосредственно в зале, так и через интернет.

"Мне кажется это нормально, когда какой-то бренд или услуга коммуницирует со своими гостями. Благо информационная среда настолько динамично сейчас развивается, что мы перешли к персональной коммуникации. И это же круто. Потому, что я сразу же получаю фидбэк в зале, сразу же получаю фидбэк в сети, в почте, в смс, и это дает возможность стать лучше сразу же на следующий день", - говорит Дима Борисов.

man.tochka.net: Какие выводы вы сделали из кризиса?

Дима Борисов: На самом деле кризис только в голове. Происходит своеобразная цепная реакция: все начинают об этом говорить и, возможно, начинают использовать какие-то свои страхи  или нереализованности, обвиняя в этом кризис. На самом деле кризис - это способ перестроения  системы, в том числе и личной.

man.tochka.net: То есть, по вашему мнению, кризис - это нормальный плацдарм для развития бизнеса?

Дима Борисов: Конечно. И очень хороший, кстати. Потому что кризис, скорее всего, и моделируется кем-то.

man.tochka.net:  Как же достичь успеха в бизнесе?

Дима Борисов: В первую очередь, заниматься любимым делом. Тем, что действительно мотивирует. Быть честным с  самим собой и с другими, ну и вкалывать - работать-работать-работать. Вот такой стандартный, наверное, рецепт.

man.tochka.net: У нас в Украине по сути нигде не учат быть бизнесменом. Что вы посоветуете: куда идти учиться?

Дима Борисов: Этот вопрос в современном мире очень условный. Идти сейчас получать академические какие-то знания, наверное, нужно только для галочки, как у нас в Советском союзе делалось. Потому, что мир настолько динамичен, что идти и несколько лет получать какое-то системное образование, мне кажется, смысла особого нет. Эффективные результаты мировых бизнесменов говорят о том, что со второго-третьего курса все валят и занимаются своим делом.

Сейчас столько источников информации - онлайн, офлайн. Поэтому, если ты чему-то хочешь научиться, ты обязательно научишься. Особых каких-то фундаментальных знаний в любой профессии не так и много. А углубляться там в какие-то дебри смысла нет, потому что очень быстро все устаревает.

Для меня, например, в поварстве лучший способ чему-то научиться - поехать в лучший ресторан мира и постоять на процессе с поварами. И эти 4-5 часов лучше, чем полгода в институте пищевого хозяйства или еще каком-то.

man.tochka.net: Как вы оцениваете перспективность ресторанного сегмента бизнеса в Украине и в частности в Киеве?

Дима Борисов: Он огромный. Это голое поле. И, слава Богу, сейчас начинают говорить о еде, о гастрономии. Есть такое понятие "гастрономический тренд". Люди говорят и думают о том, что они едят, что они покупают, какие продукты используют. Рестораны сейчас очень востребованы. И именно рестораны, а не ресторанные проекты.

man.tochka.net: Чем отличается ресторан от ресторанного проекта?

Дима Борисов: Тем, что в ресторане вкусно. В ресторанных проектах думают, в первую очередь, о коммерции: как  минимизировать порции, использовать более дешевые ингредиенты, заморозить-переморозить. Основное отличие заключается в том, используется гастрономический или негастрономический подход.

man.tochka.net: В своих ресторанах вы используете продукты отечественного производства. Почему вы сделали такую ставку?

Дима Борисов: Любой ресторан в мире построен на собственных локальных местных продуктах. Это один из эффективных инструментов заработать больше денег. Местные продукты всегда стоят дешевле, чем импортные замороженные. Это миф по поводу того, что в Украине нет продуктов. У нас идеальная страна: хорошее географическое положение, омываемость морями, реками и 30% европейского чернозема.

У нас все хорошо с любой группой товаров продуктов. У нас все есть. Вопрос, что для систем ресторанных проектов, которые делают или делали, до недавнего времени эффективнее и выгоднее было брать какие-то готовые модели с поставщиками и импортерами, чтобы не заморачиваться. Ведь, например, чтобы привезти черноморскую рыбу я реально два-три месяца в Крыму с импортерами провожу.

man.tochka.net: Вы планируете что-то сделать особенное в контексте Евро-2012?

Дима Борисов: Да. Закрыть вход для болельщиков (смеется). Чтобы, не дай Бог, их сюда пустить. Убежать от Евро-2012 можно будет ко мне. Потому что я пускать болельщиков не буду. Мне жалко ресторанов (смеется).