От имиджа Украины бизнес теряет доверие
Украина ассоциируется с коррупцией, нестабильностью, отсутствием верховенства права и ограничением свободы слова.
Автоматически эти качества присваиваются национальным компаниям, считает профессионал в сфере пиара.
Имидж Украины улучшается с каждым годом, хотя иногда нашу страну по привычке называют "Россией", рассказывает бизнесмен.
О том, с какими предрассудками сталкиваются украинские предприниматели, как влияет имидж страны на конкуренцию, а также о том, какие неиспользованные преимущества есть у Украины, рассказали finance.tochka.net Виктория Тигипко, Андрей Снегирев, Лев Парцхаладзе и Наталья Попович.
Президент PRP Group, член правления Украинской ассоциации по связям с общественностью Наталья Попович
Среди отдельных аудиторий - как потребителей, так и бизнеса, - Украина ассоциируется с территорией Чернобыля, красотой женщин, силой боксеров Кличко, нерешительностью и дрязгами политиков.
Если Украина - страна удивительная, непоследовательная, непонятна мировому сообществу, то и к бизнесу относятся настороженно, задумываются, насколько он может быть надежным, предсказуемым, дальновидным партнером.
Понятно, что бизнес, который выживает в стране, занимает 145 строчку в отчете Всемирного банка относительно благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, не может не вызывать вопросов. Ведь он, очевидно, функционирует скорее как исключение из правил, ведь правила сами по себе почти невыполнимые.
Один из респондентов видеоисследования инициативы Discover Ukrainе, которое проводилось в форме видеоинтервью с представителями бизнеса и экспертами в США, Великобритании, Бельгии, Польши, России и Китае в начале этого года, сказал, что 20 лет назад Украина была "неизвестным неизвестным", а теперь является "негативно известным неизвестным".
Если страна ассоциируется с коррупцией, нестабильностью, отсутствием верховенства права, ограничением свободы слова, автоматически эти же атрибуты присваиваются национальным компаниям.
- СМОТРИТЕ ВИДЕО: Имидж Украины: свиньи, коррупция и Евро-2012
Мировое сообщество имеет все основания думать, что Украина - это удивительная страна, приоритеты которой трудно понять. Наполнить этот образ гостеприимством, красотой украинской природы, искренностью людей, перспективностью их достижений, прогрессивностью и т.д. есть шанс во время Евро-2012.
Формирование восприятия бизнеса и страны в целом - это взаимный процесс. От того, какой образ строит себе украинский бизнес за пределами Украины, зависит и восприятие страны, как IKEA и Швеция. Усилия украинских компаний по созданию безупречной репутации, действенного менеджмента, соответствия стандартам устойчивого развития, экологичности, качественных продуктов и сервисов могут добавить к положительной репутации страны.
Председатель совета директоров компании "XXI Век" Лев Парцхаладзе
У иностранных партнеров есть как позитивное, так и негативное отношение к Украине. Позитивное заключаются в том, что уровень культуры бизнеса у нас значительно вырос. Но в то же время экономический и политический кризис наложили на имидж страны свой негативный отпечаток.
Сейчас украинская культура ведения бизнеса развивается медленно - мы пока значительно отстаем от современных тенденций.
Надо сказать, что в мире про Украину мало знают. В подтверждение этого я могу привести личный пример. Когда я ездил на выставку MIPIM в Канны (Франция), при регистрации украинскую делегацию регистрировали так - Russia. Было неприятно, что нашу такую огромную страну, размером с Францию, до сих пор не отличают от России.
Подытожив, можно утверждать, что за последние 10-15 лет отношение инвесторов к Украине изменилось в лучшую сторону.
Соучредитель и управляющий директор венчурного фонда TA Venture Виктория Тигипко
Украинская экономика в мире пока воспринимается, как развивающаяся. Если сравнить номинальный ВВП на душу населения в Украине и хотя бы в России, то сразу становится понятно, что нам есть, куда расти - разница более чем в два раза.
Для этого у нас есть прекрасные ресурсы - полезные ископаемые, земли, а также кадровый потенциал. Украина занимает одно из лидирующих мест в Европе по уровню распространения высшего образования среди населения.
Сейчас процессы глобализации все больше стирают рамки между странами, поэтому предрассудков становится меньше. Среди самых типичных - это страна, где взорвался Чернобыль и ассоциации с СССР.
Председатель правления инвестиционной компании "Сократ" Андрей Снегирев
Иногда Украина показывала мировые рекорды роста фондового рынка, когда короткие деньги инвесторов-спекулянтов время от времени массово приходили в страну.
Долгосрочные инвесторы к Украине поостыли. Если до кризиса Украина была одним из лидеров по привлекательности среди стран Emerging Markets, то сейчас инвесторы проявляют интерес к странам БРИК, Греции, Португалии, Испании. Украине предстоит проделать еще большой путь, чтобы продемонстрировать инвесторам высокий уровень экономической свободы, вернуть их доверие.
Предрассудки - это когда у тебя в хозяйстве все хорошо, но тебя оценивают несправедливо. Нам же еще есть над чем работать в плане инвестиционного климата. Я не сталкивался с вопиющей несправедливостью по отношению к Украине со стороны иностранного бизнеса.
Нет предрассудков, но есть весьма четкое понимание наших недостатков.
Читайте также о том, как Нацбанк боролся с экономическими кризисами, и о том, как изменились украинцы за 20 лет.
Читайте о денежной реформе, приватизации и либерализации цен в начале становления Украины.
Читайте: Как Украина спустила $100 тыс. на имидж Спрытка и Гарнюни.