Эксперт: Налоговый кодекс убивает лицензионные отношения

Патентный поверенный Украины патентно-юридической компании IPStyle Мария Ортинская

Лицензионные отношения в сфере интеллектуальной собственности, сформировавшиеся на украинском рынке, стоят на пороге вымирания. К такому положению привело регулирование роялти Налоговым кодексом (НК).

Роялти - это платеж за использование объекта интеллектуальной собственности. Например, платеж за использование торговой марки, изобретения, промышленного образца. В связи с тем, что намного проще развивать бизнес под уже раскрученной торговой маркой или производить продукт по проверенной технологии, предприятия заключают лицензионные соглашения, которые предусматривают использование объектов интеллектуальной собственности и выплату роялти правообладателю.

Поскольку роялти касается объектов интеллектуальной собственности, то очевидно, что регулирование роялти НК должно базироваться на соответствующем законодательстве. Но у авторов этого документа особое видение термина роялти.

В первую очередь, своеобразность видения связана с пониманием термина "роялти". Согласно ст. 140 НК Украины - "роялти - любой платеж, полученный как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование любым авторским или смежным правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания, любым патентом, зарегистрированным знаком для товаров и услуг или торговой маркой, дизайном, секретным чертежом, моделью, формулой, процессом, правом на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта".

Противоречия в понимании роялти налицо:

1. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности предусматривает не "пользование авторским, смежным правом", а пользование объектом авторского, смежного права, к которым относятся литературные, музыкальные произведения, компьютерные программы и другие объекты.

В данной норме НК не только перепутаны права и объекты, но и откуда-то возникает понятие использования пленки для радио- или телевизионного вещания. Пленка - это всего лишь носитель, на который могут быть записаны объекты авторского права, но так же могут и не быть записаны.

2. В НК присутствует еще одна неточность, а именно "роялти - любой платеж, полученный как вознаграждение за пользование... патентом".

Патент - это всего лишь охранный документ, который удостоверяет приоритет, авторство и право собственности на такие объекты как изобретение, полезную модель, промышленный образец. Если буквально читать НК, то под роялти будет попадать использование именно охранного документа, а не самого объекта, например, двигателя, который охраняется патентом.

3. Особый подход у авторов НК к тому, что не является объектом роялти. Таким образом, согласно НК Украины, не считаются роялти платежи "за получение объекта собственности..." В этом случае передаются не объекты собственности, и даже не объекты интеллектуальной собственности, а имущественные права на них - на использование, разрешение или запрет такого использования.

Главной преградой развития лицензионных отношений является искаженная суть понятия роялти в Налоговом кодексе. Этим документом введены ограничения по поводу отнесения суммы роялти на расходы. Запрещено включать в валовые расходы сумму роялти, уплаченную нерезиденту, превышающую 4% дохода от реализации продукции.

На практике довольно часто лицензионные соглашения заключаются именно с нерезидентами, особенно в пищевой и легкой промышленности. Украинским предприятиям выгодно пользоваться чужими торговыми марками, изобретениями, так как отпадает необходимость самостоятельно раскручивать торговую марку или держать свой отдел исследований для создания новых изобретений.

Также сумму роялти, уплаченную в пользу компании с офшорным статусом, вообще запрещено включать в валовые расходы.

Если эти ограничения останутся, то предприятия не будут заинтересованы в развитии таких лицензионных отношений. Но даже если заинтересуются, то увеличение уплаченных налогов приведет лишь к одному - к подорожанию продукции, за которую платит потребитель.

Читайте также, как оптимизировать прибыль без упрощенцев.