Запрет на секонд-хенд: за и против
Не секрет, что в магазинах "из вторых рук" одеваются пенсионеры, студенты, многодетные семьи - те слои населения, которые хотят за небольшие деньги (от 2-3 грн.) купить качественную одежду европейских производителей, а не китайский ширпотреб. Поэтому возмущение украинских покупателей можно понять, ведь лишая их возможности покупать секонд-хенд, власти пока не предложили альтернативы. Кроме того, под удар попадает армия предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые не только платят налоги в казну, но и создают рабочие места. Представители секонд-хенд-бизнеса настроены более чем агрессивно и готовы на акции протеста, если к их мнению не прислушается государство... В общем, проблема налицо. finance.tochka.net решил разобраться, что представляет собой торговля секонд-хендом и каково ее будущее?
Секонд-хенд как бизнес
Предприниматели говорят, что заниматься продажей ношеной одежды всегда было перспективно: затраты невысокие, а доход стабильный. В среднем одна точка реализации секонд-хенда приносит владельцу $3-5 тыс. в месяц.
"Покупатель найдется всегда, ведь у нас одеваются не только бедные люди, но и обеспеченные. Например, известные люди могут себе подыскать что-то для создания сценического образа: проще купить за 600 грн. старую куртку от Armani для выступлений, чем покупать ее за бешеные деньги в каком-нибудь бутике", - рассказал владелец одного из столичных магазинов секонд-хенда Александр Ковалев.
По его словам, главными позициями, на которые надо обратить внимание при открытии точки "секонд-хенда", должны быть: выбор места - желательно рядом с вещевым рынком; организация зала для торговли с зеркалами, примерочными; организация ассортимента - по видам одежды (кофты, юбки, брюки), сезонности, степени изношенности.
"Товар из-за границы поступает в специальных мешках весом в среднем по 120 кг. Весь товар в той же Англии или Голландии тщательно отбирается и проходит специальную санитарную обработку. Потому одежда имеет специфический запах, но это не страшно - после нескольких стирок он исчезает. Когда закупаешь товар для начальной продажи, нужно приобрести минимум 300-400 кг. Если у оптовиков покупаешь тюки "вслепую", то есть товар не можешь до покупки просмотреть, желательно взвесить мешок. Но часто оптовики позволяют просмотреть, что покупаешь, и тогда приобретаешь те вещи, которые считаешь нужными", - разъясняет Александр.
По его словам, в магазинах "из вторых рук" всегда полно людей, потому ценовую политику можно формировать, как хочешь: некоторые вещи продаешь по себестоимости, а другие - с наценкой 120%.
"Главное: постоянно проветривать помещение, иначе специфический запах санобработки станет невыносим, что может отпугнуть клиентов", - предостерегает продавец.
Чего хочет государство?
Секонд-хенд-лавочку хочет прикрыть Кабмин. Предполагается, что запрет на ввоз секонд-хенда в Украину начнет действовать 1 января 2011 года. Как пояснил премьер Николай Азаров, Украине пора наладить собственное производство одежды. "Никакими налоговыми преференциями не будут пользоваться те, кто ввозит в Украину ширпотреб, так называемый секонд-хенд. Украина что, свалка? Пора у себя производить все, что нам нужно", - сказал он.
Для поддержки украинской легкой промышленности Кабмин прописал в проекте Налогового кодекса пятилетние каникулы по уплате налога на прибыль.
В Госкомпредпринимательства согласны с мнением Кабмина. По данным ведомства, если в 2009-м в Украину было ввезено 73,5 тыс. тонн поношенной одежды на $57 млн., то уже за первое полугодие 2010-го в страну поступило почти 40 тыс. тонн на $39 млн.
"У нас завозится почти 2 кг секонд-хенда на человека, хотя на самом деле под прикрытием секонд-хенда часто везут просто контрабанду. Так, например, завозится новая одежда, которая потом продается по коммерческим расценкам, но если она новая - надо платить пошлину, чтобы для всех на рынке были равные условия", - аргументирует позицию ведомства глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.
Больше всего его беспокоят такие цифры: 80% секонда ввозится как гуманитарка, а значит, таможенные платежи и прочие налоги государству не уплачивают. Сколько на этом теряет госбюджет - остается догадываться.
Закрытие секонд-хенд-бизнеса. Мнение "ЗА"
Глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский разъяснил finance.tochka.net, как именно реализуют запрет на ввоз старой одежды из Европы.
[page]
"В Налоговом кодексе речь идет не о налоговых обложениях, а об административном запрете на ввоз "бэушных" товаров с 1 января. При этом запретят именно ввоз, а не сами точки продажи секонд-хенда - им разрешат распродать свои старые запасы. Кроме того, запретят не только ввоз секонд-хенда, но и ношенной одежды, которая ввозится под видом гуманитарной помощи", - пояснил нам Михаил Бродский.
По его словам, секонд-хенд сегодня ввозят также под видом давальческого сырья (которое потом должно идти на дальнейшую переработку - прим. авт.).
"Эту схему можно перекрыть, заинтересовав тех, кто работает не на давальческом сырье, нулевой ставкой налога на прибыль", - считает глава Госкомпредпринимательства.
А если говорить о заинтересованности социальных слоев населения в том, чтобы магазины "из вторых рук" по-прежнему работали, то на вопрос "Как быть студентам и пенсионерам, у которых хватает денег только на б/у?", Бродский нам ответил: "Во-первых, дешевые товары не исчезнут. Просто их будут ввозить как китайские товары, заплатив пошлину. Да, они станут чуть дороже, но, с другой стороны, дешевле станет одежда украинского производства, которой мы даем нулевую ставку налога на прибыль. Но самое главное: 90% того, что ввозят под видом секонд-хенда, идет на рынки и в магазины, как новый товар. Теперь этот канал перекроют, бюджет получит налоги, которые обернутся повышением пенсий и стипендий тем же пенсионерам и студентам".
Закрытие секонда-хенд-бизнеса. Мнение "ПРОТИВ"
Адвокат Общественной организации "Киевская ассоциация секонд-хенд" Анна Таббах пояснила finance.tochka.net, что представители бизнеса не будут сидеть сложа руки: сейчас собирают подписи в поддержку магазинов по продаже секонд-хенда, а в конце месяца планируют акции протеста по всей Украине.
"Наша ассоциация объединяет людей не только в Киеве, но и в других крупных городах - Харькове, Луганске, Львове, Донецке. Нам звонят не только владельцы магазинов секонд-хенда, но и покупатели - те же пенсионеры. Люди пожилого возраста возмущены новостью о запрете ввоза подержанной одежды, ведь они понимают, что на пенсию 800 грн. они больше нигде не смогу купить недорогие, но качественные вещи", - говорит Анна Таббах.
По ее мнению, секонд-хенд - не конкурент легкой промышленности, так как покупатели бывших в употреблении вещей все равно не могут себе позволить дорогие вещи отечественного производства, да и качество последних все равно ниже, чем у поношенной одежды из Европы.
"Легпром надо поддерживать. Это правильно. Но нужно создавать конкурентные условия для всех, а не методом: одни выживают, другие умирают. Почему власть не думает о том, что в нашем бизнесе задействовано 1,5 млн. человек - это рабочие места для людей с высшим образованием и старше 40 лет. Куда им деваться, если будет запрещен ввоз секонд-хенда? Им предоставят рабочие места?" - возмущена Таббах.
Адвокат отрицает также обвинения власти в укрытии от налогов при ввозе секонд-хенда в Украину.
"Только в 2009 году в бюджет поступило 400 млн. грн. таможенных платежей при ввозе товаров секонд-хенд. Те предприниматели, кто занимается этим бизнесом всерьез, не станут играть в кошки-мышки с законом и не будут ввозить вещи под видом гуманитарной помощи или давальческого сырья. Поэтому власти должны идти на диалог и прислушаться к мнению украинцев", - считает юрист.
Прогнозы
Какое будущее у секонда как бизнеса? Предприниматели считают, что угроза запрета ввоза секонд-хенда как никогда реальна, но сдаваться никто не собирается. Владелец магазина секонд-хенда Александр Ковалев уверен: "Думаю, поднимут таможенные сборы. А если все-таки запретят, то страну заполонят китайские товары - они дороже. А качество - под вопросом. В любом случае, я не собираюсь прикрывать бизнес и буду искать выход из ситуации. Если государство не хочет, чтобы я работал легально, придется уходить в тень. А что делать, если нам не дают работать нормально?"