Денис Олейников: в интернет-коммерцию можно вложить $200-300 и неплохо зарабатывать

Что подтолкнуло вас уйти из журналистики и начать свой бизнес?

- Это был естественный процесс. Так как любой журналист занимается несколькими видами деятельности, работая в издательстве «Марион», я параллельно участвовал в проекте iPromo.com.ua и начал писать об интернет-бизнесе. В какой-то момент я понял: именно эта сфера мне интересна, и когда поступило предложение уйти к регистратору Iname, я сразу согласился. Эта компания создавалась под моим руководством, и я владел небольшой долей. Мы довольно быстро росли, но в какой-то момент получился небольшой конфликт среди собственников, и я ушел, создав собственный регистратор imena.ua.

Получается, что «Имена» стали вашим первым собственным бизнесом?

- Да, это была именно моя инвестиция. Хотя я вложил, по сути, всего лишь $700: в покупку стола, стула, компьютера, принтера и факса. Главным капиталовложением стал труд людей, которые помогали в технических вопросах. И бизнес состоялся очень быстро.

И за счет чего удалось так успешно подняться?

- Когда мы начинали в 2001 году, было понимание, что данная ниша - свободна и перспективна. Более того, она может генерировать кросс-продажи. Ведь сегодня человек приходит за доменом и сразу же покупает хостинг, а параллельно еще и рекламу в интернете. Тогда домен нужно было регистрировать у провайдера, а хостинг вообще искать неизвестно где. Поэтому основная миссия «Имен» была очевидной: сделать весь этот процесс как можно более простым, что и удалось осуществить. В 2003 году этот проект был продан, и, как я считаю, очень удачно, так как «Имена» до сих пор занимают около 45% в своем сегменте.

А как появился ProstoPrint?

- Все началось с того, что я делал акцию для своего предыдущего проекта «Квитка.ua», и нужно было заказать 2 футболки для промоутеров. Я столкнулся с тем, что мне были готовы напечатать 50 футболок, но на пару штук никто не соглашался. В итоге удалось найти одну компанию, которая согласилась на единичный тираж. После этого случая меня с партнерами заинтересовала ниша печати по требованию, и оказалось, что она в нашей стране свободна. Так и появился интернет-магазин futbolka.ua, который постепенно перерос в ProstoPrint.

 Сколько инвестиций ушло в этот проект?

- Сложно назвать цифру. Если говорить об оборудовании, к примеру, то сейчас его больше чем на $100 тыс. Но дело в том, что магазин почти сразу же стал себя окупать, буквально со второй недели. Хотя для качественного скачка, разумеется, потребовалось и получение кредитов, и частное финансирование.

ProstoPrint стал продолжением Futbolka.ua. Какова его основная идея?

- «ПростоПринт» - это не просто печать на футболках, как считают некоторые. Смысл не в печати, а в построении такой бизнес-модели, на которую можно «нанизать» любую технологию: пусть это будет мебель, или издательство книг, и даже услуги по требованию. Причем подобный сервис будет привлекать все больше и больше партнеров, которые смогут генерировать денежные потоки и при этом сами зарабатывать. Поэтому аналогов ProstoPrint'а в Украине так и нет. Да и всего в мире насчитывается около 4 серьезных проектов, подобных нашему: 3 в США и 1 в Германии. Не так давно появился проект в России (Printdirect.ru). Причем, что интересно, он четко идет по нашим следам. И если раньше меня это как-то задевало, то сейчас действия конкурентов становятся интересными, ведь они ориентируются на нас, в то время как мы следуем своим целям и задачам.

Вы работаете еще над одним сервисом: ProstoBook - издательство по требованию. Откуда взялась эта идея?

- С одной стороны, мы смотрели на работающие сервисы. Например, Lulu.com или Unibook. Но, с другой стороны, ProstoBook стал логическим развитием ProstoPrint, основанным на пожеланиях клиентов, а на зарубежные сервисы мы ориентировались больше в плане функционала и технологии. Хотя и ProstoPrint не был с кого-то и ли чего-то «списан», а идет исключительно по своей стратегии развития.

Вы планировали запустить ProstoBook еще в начале года. Почему этот проект так и не стартовал?

- ProstoBook - это моя головная боль. Основная проблема - это техническая часть. Так получилось, что в какой-то момент разработчики стали отставать от графика. Но, на сегодняшний день, мы почти закончили то, что у нас «зависло», и я надеюсь, что где-то в середине июля мы сведем количество незавершенных задач по ProstoBook'у к минимуму.

[page]

Кого вы видите основными клиентами, пользователями этого сервиса?

- С одной стороны, это те писатели и авторы, которые не востребованы крупными издателями. С другой стороны - их читатели, желающие читать редкую и невостребованную коммерчески литературу. Поэтому идея такова: я хочу сделать доступным то, что одни люди хотят издавать, а другие - читать.

Сколько уже вовлечено партнеров в ProstoPrint, и какую прибыль приносит им сервис?

- Зарегистрировано порядка 14 тыс. партнерских магазинов, активных - около 1 тыс. У нас есть 10 партнеров, которые зарабатывают более $1 тыс. в месяц, 150-200 партнеров получают по $100-700 прибыли ежемесячно. И один партнер, который оперирует 10 магазинами, получает «на выходе» $6-7 тыс. в месяц.

О продаже нынешнего бизнеса думали?

- Конечно, такие идеи периодически возникают. Но, во-первых, «такая корова нужна самому». Во-вторых, я считаю, что ProstoPrint освоил лишь 5-10% своего потенциала. Мы планируем открыть и швейное производство, и организовать широкоформатную печать. Более того, за 2009 год оборот сервиса утроился, а к концу 2010 года, я думаю, он составит $4 млн., хотя мы не работали «под инвестора». Я не задаюсь целью продать любой ценой, но, думаю, при адекватной стоимости, это предложение будет рассматриваться.   

Изменились ли условия входа в интернет-бизнес сейчас по сравнению с тем, как это было лет 10 тому назад?

- Легче начать бизнес благодаря тому, что пользователей за этот период стало несравнимо больше, у них есть солидный опыт по приобретению товаров и услуг в интернете и масса потребностей. Сложнее - с точки зрения нахождения адекватных команд по доступным ценам. В 2001 году, когда я начинал, было много энтузиастов, которые были готовы своими силами осваивать сферу электронной коммерции. Сегодня же технологии шагнули вперед, но получился солидный «провал» среди молодых специалистов, которые готовы учиться, но одновременно они недостаточно компетентны, чтобы стоить дорого. Поэтому очень сложно найти команду, которая будет не только работать за деньги, но и соучаствовать в проекте, пропускать его через себя.

И сколько нужно вложить, скажем, в интернет-магазин, чтобы работать прибыльно?

- Я до сих пор придерживаюсь мнения, что в интернет-коммерцию все еще можно вложить $200-300 и неплохо зарабатывать благодаря этой минимальной инвестиции.

Вы согласны с тем, что чиновники считают интернет-коммерцию сверхприбыльной и в связи с этим хотят отделить ее от единого налога?

- Это, безусловно, глупости. Например, торговля наркотиками, оружием, проституция - это априори сверхприбыльно. И даже легальные виды, например автозаправки и продуктовые супермаркеты. Опасность для интернет-бизнеса в том, что он попросту беззащитен перед такими абсурдными инициативами. Достаточно вспомнить налог «на килобайт», который хотел ввести Терехин. Поэтому, когда нужно кого-то «прижать», выбирают самого слабого. Почему-то на автодилеров или те же топливные компании никто не наезжает. С другой стороны, успокаивает то, что интернет гораздо более мудр и гибок, и поэтому его участники всеми силами будут сохранять свои места под солнцем. Тем более я не думаю, что власть возьмет курс на тотальное уничтожение интернет-коммерции, это было бы очень неразумно и даже опасно для страны.

 Как оцениваете успех Евгения Чичваркина, экс-владельца «Евросети», который, как и вы, создавал бизнес с нуля?

- Безусловно, он очень успешный бизнесмен. Он чуть ли не первым попытался донести до российского общества идею, что человек дела - это не враг, а двигатель, основа любого общества. Но только мне кажется, что ни россияне, ни украинцы до этого пока не доросли. Наша страна все еще живет в глубокой дыре социализма и будет там сидеть очень долго. Ведь мы не умеем работать, уважать тех, кто создает стоимость, у нас тот, кто ездит на дорогом авто, обязательно вор.

Так чего же не хватает украинской бизнес-среде, чтобы нормально развиваться?

- У нас недостает бизнеса с душой, авторского, семейного. Хотя и есть проекты, пусть единичные, которые ведутся одним-двумя людьми, в которых владелец сам может проконсультировать клиента. Это касается не только интернет-коммерции, но и оффлайн-бизнеса, ресторанного, к примеру. В нашей стране вряд ли стоит говорить о занятых нишах малого бизнеса, поэтому, если вести свое дело не только на совесть, но и с личностным подходом, успех будет обеспечен. Независимо от того, чем заниматься: организовать бюро домашних услуг, открыть небольшое семейное кафе или сделать службу доставки.