Карьера
Соколовский: Харьковские газовые соглашения хуже тимошенковских
7 сентября 2011 | Автор: Men`s Portal
Соколовский: Харьковские газовые соглашения хуже тимошенковских
Экс-советник Секретариата Президента по вопросам внешней политики, бывший уполномоченный Виктора Ющенко по международным вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский посетил web-конференцию, где ответил на вопросы пользователей tochka.net.
Господин Соколовский уверен, что Украине в 2009 году выставили ультиматум, а так же что заработок на транзите газа - не критичен для страны.
Как вы считаете, сможет ли Россия присоединить ГТС Украины, как это произошло в Белоруссии?
Хотеть можно. Но кто им даст? Не забывайте, что ГТС Украины выполняет, прежде всего, внутреннюю функцию, соизмеримую с функцией безопасности - это поставка газа украинскому потребителю. А потребитель - и есть экономика. Поэтому пускать любую иностранную компанию в эту сферу- это очень неправильно. Тем более, такую, как российская, которая является монополистом. Надо быть откровенным: своя рубашка ближе к телу.
Вторая функция нашей ГТС - транзитная. И на транзите мы сегодня зарабатываем $ 1,3 млрд. При нормально функционирующей экономике такого большого государства как Украина, за счет эффективного развития других сфер всегда можно перекрыть эти $ 1,3-1,5 млрд. Поэтому не нужно слишком переживать, если мы вдруг не станем транзитным государством для российского газа. Вместе с этими $1,5 отошла бы и головная боль. То есть откупиться за неполученные $1,5 млрд., лишь бы не иметь проблем и обвинений, которые мы каждый год слышим, - я считаю, что это нормально. Но надо развивать экономику во всех других направлениях, перекрывать эти $1,5 млрд. и не переживать.
Как вы считаете, реально ли добиться свидетельств со стороны россиян?
Я один из тех, кто считает, что было бы ценным получить правдивую информацию от Путина и его заместителей. К моему сожалению, сегодня Генеральная прокуратура не готова приглашать российскую сторону. Добиться свидетельств от российской стороны реально, но будут они справедливыми - я не берусь судить.
Могла ли Юлия Тимошенко каким-то образом повлиять на российскую сторону, выставившую высокую цену?
С российской стороны это был ультимативный подход: и цены, и транзит, и другие условия. Я тогда так считал и убедился в этом после свидетельств Дубины и Диденко. Я еще раз говорю, что политика Кремля в последние годы и сейчас определяется его собственной концепцией. Они имеют на нее право, а мы - имеем право ее знать. И безотносительно к тому, кто в Украине Президент, какая фамилия Премьера и Председателя Верховной Рады, российская политика к Украине не меняется - это политика "старшего брата". Они имеют на нее право.
Правильно или неправильно поступила Тимошенко в 2009 году - теперь это неинтересно, потому что от этого ничего не зависит для простого украинца. Сейчас людям интересно знать, что есть сегодня. А сегодня мы имеем еще и Харьковские соглашения, которые, я считаю, более кабальные, чем то, что было в 2009 году.
Они рассчитаны на более длительный срок, там официально, на бумаге, смешана политика с газом.
Кто сначала затягивал переговоры по газовым вопросам - наша или российская сторона? Почему так получается, что ключевые вопросы в украинском политикуме всегда решаются второпях, в последний момент и ночами?
Я считаю, что это исключительно инициативы и алгоритмы, предложенные в ультимативной форме российской стороной. У них есть на это право. Другой вопрос: честно ли это со стороны россиян?
Нет, не честно, по моему мнению. Почему в последний момент? Потому что россияне такую дипломатию очень грамотно проводят: дотягивать дело до последнего момента, потом - массированная атака и решение вопроса. В случае с газом в 2009 году приблизительно так и было. И таких случаев было очень много, и не только с Украиной. Просто Украина позволяет втянуть себя в такую игру, а есть такие государства, которые не позволяют. Нет ничего критического в том, что у России такая концепция - мы ее знаем. Обижает то, что мы на сегодняшний день не выработали адекватного ответа. Я считаю, что мы можем и должны это сделать, если у нас нет готового рецепта, то в ближайшем времени он будет.
А кто виновен в том, что расторгли контракт по $50? Как правило, один человек ответственный за это.
Не верьте в это. В самих контрактах никогда не речь шла об $50, речь шла о том, что цена согласовывается каждый год. И не верьте в то, что могла быть цена десятилетней давности. Неужели вы думаете, что в Украине был бы российский газ по $50 в то время, как в России газ уже не стоит меньше $70 на внутреннем рынке? Этого никогда бы не было, потому что есть принципы рынка, заложенные в контрактах условия, что каждый год цена на газ согласовывается.
Если какие-то контракты не выполнялись, то, как правило, по инициативе поставщика. Это было в различных формах. Украинец всегда был, как говорят россияне, "ведом" в том процессе, хотя была пропагандистская компания, что будто бы мы где-то выступали соавторами каких-то идей. На самом деле - все наоборот.
Даже межправительственный договор по газу 2001 года, который я считаю одним из лучших, что был подписан премьером Касьяновым с российской стороны и премьером Ющенко с украинской стороны, расторгли не по украинской инициативе. В договоре две стороны, и первая половина не может без второй. Вот Украина всегда была той второй стороной, которая не могла действовать тогда, когда первая чего-то не желает. Но это права сторон в таком случае. Был бы у нас свой газ или мы потребляли бы в 2-3 раза меньше газа, чем мы потребляем сегодня - был бы совсем иной разговор. Мы позволяем себя держать на таком крючке.
Читайте полную версию web-конференции с Богданом Соколовским.
Читайте также о новой войне Украины с "Газпромом": суды вместо переговоров, а также о том, как Москва принуждает Украину к газовой стабильности.