Компания Vestas: С “Южмашем” у нас очень амбициозные планы (фото)

Сотрудничество датской компании Vestas, крупнейшего производителя ветрогенераторов, с Южным машиностроительным заводом может существенно повлиять на энергетический сектор Украины.

Тот факт, что на подписание меморандума о взаимопонимании этих двух предприятий приехала министр энергетики и экологии Дании Люкке Фриис, а бизнес-форум открывали кронпринц Дании и премьер-министр Украины Николай Азаров, заставил задуматься, что происходит что-то серьезное.

finance.tochka.net разбирался в том, что именно стоит за таинственным меморандумом, сколько ветряков собирается устанавливать Vestas на украинской земле и когда мы можем ожидать начало серьезного развития ветроэнергетики Украины.

В кулуарах бизнес-форума finance.tochka.net удалось пообщаться с вице-президентами компании Vestas Хенриком Олсеном и Андреасом Томасом.

Vestas и "Южмаш" подписали Меморандум о взаимопонимании. Каковы условия этого соглашения?

Хенрик Олсен: Суть договоренности в том, что на первом этапе "Южмаш" станет для Vestas национальным поставщиком башен для ветряков. В последствии возможен выход на глобальный рынок и совместная работа с Vestas в других странах.

Согласно договоренности, мы передаем технологию и обучаем персонал. Хочу отметить, что речь идет только об одном элементе ветряков - башнях. Это единственная составляющая, которую мы не производим 100% самостоятельно.

Для компании Vestas 6 июня стало историческим днем, ведь мы подписали первое соглашение о кооперации с восточно-европейской страной.

В качестве партнера в Украине Vestas рассматривал не только "Южмаш", почему выбор пал именно на это предприятие?

ХО: Подписанию меморандума предшествовала серьезная работа. Детальный анализ рынка мы начали 2,5 года назад. Было отобрано около 10 компаний. На всех предприятиях наши специалисты провели аудит. Оценивался большой перечень параметров: от производственной базы, системы управления, технологий сварки до инфраструктуры. "Южмаш" успешно прошел все этапы отбора.

Где будут использоваться башни, произведенные для Vestas на "Южмаше"?

ХО: В Украине.

То есть мы можем говорить о том, что Vestas станет поставщиком для украинской ветроэнергетики?

ХО: Наше намерение таково, что все башни, произведенные на "Южмаше", изначально будут использоваться только на внутреннем рынке.

Ветряная электростанция — несколько ветряков, собранных в одном месте. Крупные ветряные электростанции могут состоять из 100 и более ветрогенераторов. Иногда их также называют ветряными фермами (от англ. wind farm)

У вас уже есть заказчики?

ХО: Да, в апреле 2011 года мы подписали меморандум о взаимопонимании и договор о намерениях с украинским заказчиком. Это будет наш первый проект в Украине. К сожалению, я пока не могу раскрыть деталей соглашений.

Когда планируется начать производство?

ХО: Все идет к тому, что первая башня для ветряка будет произведена уже через год - к  середине 2012 года.

Обычно, когда мы начинаем сотрудничество с новым поставщиком без опыта выпуска башен Vestas, на запуск производства уходит около 3 лет. Так что с "Южмашем" у нас очень амбициозные планы.

Как вы оцениваете объемы производства?

ХО: В первые годы мы ожидаем 100-150 башен в год, в дальнейшем это число будет увеличено до 200-300.

Где планируете устанавливать ветряки?

ХО: Основной ветроэнергетический потенциал Украины сконцентрирован в южных областях, так что логично предположить, что первая ветряная электростанция (wind farm) будет именно там.

Мы говорим о наземных (on-shore) ветряках?

ХО: Да, на первом этапе.

[page]

А как Вы оцениваете украинский потенциал развития ветроэнергетики off-shore?

ХО: Это медаль о двух сторонах. Прежде всего, я уверен, что Черное море имеет хорошие ветро-ресурсы и может стать местом развития off-shore ветровых ферм.

С другой стороны, Черное море дает "Южмашу" прекрасную возможность выйти на мировой рынок и производить башни для off-shore ветряков, ведь море -  это прекрасный транспортный коридор.

On-shore – термин, означающий наземное расположение ветряных электростанций. Земля между ветряками на электростанции может использоваться для сельскохозяйственных нужд

В качестве примера я хочу привести опыт нашего вьетнамского поставщика. Сотрудничество мы начали достаточно давно, и они поставляли башни только на внутренний рынок. Со временем мы привлекли их для поставок в Китай, а с прошлой недели эта же компания производит башни для наших проектов в Канаде.

Так что у "Южмаша" будет прекрасная возможность для развития совместного с Vestas бизнеса. Сначала компания должна развиться как национальный поставщик, но в будущем есть потенциал для выхода на глобальный рынок.

Пока речь идет только о башнях, но ведь "Южмаш" тоже занимается производством ветряков и имеет развитую технологическую базу. Возможно ли расширение кооперации?

ХО: Мы еще не рассматривали такую возможность. Я скажу так, для начала нам необходимо убедиться в том, что они могут соблюдать технологию и наладить необходимую скорость производства башен для ветрогенераторов. Как только будет успех на этом этапе, мы можем говорить о развитии сотрудничества.

Еще в 2009 году говорилось о том, что Vestas планирует открыть офисы в Росии и в Украине. Как обстоят дела?

Андреас Томас: В России мы создали юридическое лицо, это та основа, на которой мы сможем развиваться, набирать персонал. В настоящий момент у нас есть гибридный офис при Посольстве Дании в России. Мы надеемся, что развитие нашего бизнеса в России ускорится. Сейчас все идет не так быстро, как мы рассчитывали изначально.

Что делает Vestas в России?

АТ: Мы изучаем рынок, ведем переговоры.

А как на счет Украины, можно ли говорить о том, что Vestas в скором времени обоснуется в Украине?

АТ: Для начала необходимо посмотреть, как будут развиваться намеченные проекты. Уверен, раньше или позже мы создадим тут полноценную компанию, которая будет покрывать все бизнес-процессы: от продаж до реализации проектов и обслуживания установленных мощностей.

Хочу отметить, что услуги по обслуживанию ветрогенераторов - важный продукт Vestas.

Каким образом будет организованно обслуживание ветряков, которые будут установлены по апрельскому договору?

АТ: Мы наймем профессионалов на местном рынке. Нам необходимо создать технические команды внутри страны, обучить персонал. Это не будет команда в структуре заказчика, это  будут технические команды Vestas.

Off-shore – термин, означающий расположение ветряков в море. Сила ветра вне берега намного выше, поэтому off-shore ветряки намного продуктивнее своих наземных собратьев. Дания - лидер по инсталляции off-shore ветряков

Часто, подписание меморандумов не приводит ни к каким реальным результатам. Какие риски того, что подписанный между Vestas и "Южмаш" документ постигнет та же участь?

АТ: Подписанию меморандума предшествовали 2,5 года кропотливой работы. Так что могу сказать, что для Vestas подписание этого документа - это не подписание ради подписания. Мы рассматриваем данное соглашение как серьезный шаг к развитию реального бизнеса. Наше намерение - долгосрочная работа на украинском рынке. Конечно же, практическая реализация зависит не только от намерений, но от ситуации на рынке.

Компания Vestas - крупнейший производитель решений для ветроэнергетики, занимающий более 12% мирового рынка. Только в 2010 году компания Vestas установила более 2 тыс. ветряков общей мощностью 4057 MW (для сравнения - генерирующая мощность ХАЭС составляет 2 тыс. MW).  Компания работает в 66 странах мира, штат сотрудников - более 22 тыс. человек.

Читайте подробнее в эксклюзивном интервью с вице-президентами компании Vestas как датчане научат "Южмаш" строить ветряки, а также смотрите, как датскому принцу в Киеве подарили iPhone.

Фото: Ua-energy.org