Альтернативное топливо: утопии и экономия
Под альтернативным горючим по обыкновению подразумевают две совсем неравнозначные категории энергоносителей. Одна из них сейчас широко используется и как моторное топливо, и для бытовых нужд. Это сжиженный газ, а также так называемый сжатый природный газ.
С другой стороны, альтернативным часто называют горючее, которое в мире до сих пор применяется очень ограниченно, а его распространение происходит по большей части благодаря стимуляции со стороны государств, которые проявляют заботу об окружающей среде. К таковым относится биотопливо, в частности, топливный этанол, и биодизель, а также электрический ток, который мог бы двигать электромобили.
Альтернатива второго вида является сугубо экологической: ее использование сейчас нерентабельно, а ученые ломают головы, как это изменить. Что касается первого вида, то он является альтернативой не только по количеству выхлопов, но и по цене для потребителя.
Первая внедренная альтернатива
Сжиженный природный газ - это смесь пропана и бутана, которые выделяют либо просто с буровых скважин, либо же как фракцию нефти при ее переработке. Под давлением эта смесь превращается в жидкость, которую и заливают в баки. Заправиться им уже сейчас можно на многих заправках - как правило, на них сбоку стоит цистерна с надписью "Пропан-Бутан".
Сжатый метан - это тот самый природный газ, который горит на наших кухнях, только закачанный под давлением в баллоны автомобилей. Им заправляются на специальных автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), куда он поступает прямо из газовой распределительной сети.
Это топливо значительно легче бензина, соответственно и сгорает полнее. Кроме того, оно не содержит ни серы, ни соединений азота, ни тяжелых металлов. Автомобили под оба вида газа выпускают редко: как правило, их под него переоборудуют. Покупатель идет на эту дорогую операцию, надеясь потом экономить на топливе.
Так, стоимость переоборудования автомобиля под сжиженный газ стоит приблизительно 2-3 тыс. грн., а под метан - 8-9 тысяч. Причем оборудование под метан довольно тяжелое, в частности, баллоны, поэтому под него чаще переоборудуют не легковые, а грузовые автомобили.
Однако потом автовладельцы существенно экономят: ведь сжиженный газ в 1,7-2 раза дешевле, чем высокооктановый бензин марки А-95. Поэтому объемы его потребления как автомобильного горючего в 2009 г. возросли на 12% сравнительно с предыдущим годом. В 2010 году эта тенденция сохранилась.
По данным Украинской ассоциации сжиженного газа, в 2009 году в Украине его потреблено 707 тысяч тонн как горючего для автомобильного транспорта. Подобная ситуация наблюдалась еще год назад и с метаном, но в 2010 году она немного изменилась.