Сергей Тигипко: без реформы платить пенсионерам будет нечем

Вице-премьер-министр - министр соцполитики Украины Сергей Тигипко ответил на первую часть вопросов пользователей finance.tochka.net о пенсионной реформе.

1. Почему госслужащим после увольнения дают все сполна по последней зарплате за 5 лет, а нам, к тому времени проработавшим по 40-50 лет, хватает едва на хлеб да воду?

Действительно, сейчас, по нынешнему законодательству, так и есть. Но в результате реформы наиболее существенные ограничения предусмотрены именно для госслужащих.

Вот что мы имеем сегодня. При назначении пенсии учитывается весь страховой стаж, размер выплат привязан к стажу и заработку. Зарплаты учитываются за любые 5 лет подряд до июля 2000 года и за весь период с июля 2000 года.
Для "специальных" пенсионеров действуют преференции - госслужащие, журналисты и другие приравненные к ним категории могут учитывать дополнительные выплаты за последние 2 года работы. То есть существует возможность записать на свой счет в последние два года побольше премий и других бонусов, чтобы пенсия была выше.

В том варианте пенсионного обеспечения, который мы сейчас обсуждаем, есть норма о том, что для расчета специальных пенсий учитывается заработная плата не за 2 года, а за 5 лет. Искусственно увеличить размер заработка за такое время будет гораздо сложнее, чем теперь. 

Есть и другие серьезные "лимиты". Например, никто - в том числе и госслужащие - не сможет получать больше 9 тысяч гривен пенсии. При этом повышенная пенсия устанавливается только тогда, когда спецпенсионер не работает. Оставаясь на работе, он может рассчитывать только на обычную трудовую пенсию. Кроме того, для мужчин-чиновников мы предлагаем повысить возраст выхода на пенсию до 62 лет с 2013 года без права оставаться на государственной службе. Также для чиновников будет снижен процент для начисления пенсии с 90 до 80.

2. Правильно вводится ограничение пенсий, но почему ранее назначенные (незаконные) пенсии по 30-50 тысяч грн. нельзя отменить? Вы заявляете, что закон обратной силы не имеет, но когда ныне действующей власти понадобилось - изменили даже Конституцию!

Во-первых, по 50 тысяч гривен у нас пенсий нет, это данные Пенсионного фонда. Самая высокая пенсия - 45 тысяч гривен у заслуженного летчика-испытателя. Действительно, есть некоторое количество людей - это 3-4 тысячи человек - которые получают больше 10 тысяч гривен пенсии. Это бывшие депутаты, судьи, прокуроры, военнослужащие высшего ранга. Им эти пенсии были назначены в рамках требований того законодательства, которое действовало в период их выхода на пенсию. Сейчас мы меняем законодательство, но оно не действует "задним числом".

Истинная причина того, что у нас 50-кратный разрыв между максимальной и минимальной пенсией - это хаотичное введение в действие различных специальных законов и льгот. Когда у правила появляется много исключений, оно перестает работать. Вот и наша солидарная система этого не выдержала. Но 22 статью Конституции, которая запрещает урезать уже данные гражданину права и свободы, никто не отменял. Так что в этой ситуации, я считаю, выход - ограничить максимальный размер пенсии 12 прожиточными минимумами для нетрудоспособных граждан. На сегодняшний день это 9 тыс. грн. для всех новых пенсионеров. Кроме того, мы можем приостановить индексацию пенсий на уровень инфляции, то есть мы не будем увеличивать и так огромные пенсионные выплаты, и через несколько лет эта грань между 12 минимумами и "суперпенсиями" окончательно исчезнет. 

3. Почему такая разница в размере пенсий у простых людей и госчиновников? Чем лучше госслужащие по отношению к другим слоям населения и за что им такие льготы при выходе на пенсию?

Госслужащим, которые получают высокие пенсии, мы будем ограничивать выплаты - я уже говорил об этом. Но я также хотел обратить ваше внимание на то, что почти 74 % всех чиновников получают зарплату меньше, чем в среднем по Украине. Особенно в социальном секторе. То есть и пенсия их почти такая же, как у обычных граждан с такой же зарплатой. Разница - 20-30%. Это своего рода компенсация за то, что в отличие от обычного гражданина, который может, например, параллельно с основной деятельностью, иметь еще и бизнес, чиновник делать этого не может - госслужба приносит ему основной доход. В том числе из-за этого ограничения когда-то была введена пенсия на уровне 90% от зарплаты и выплаты при выходе на заслуженный отдых. Чтобы на пенсии человек мог чувствовать себя более защищенным. Потому, если говорить о социальном секторе, и прежде всего, о пятой-седьмой категориях госслужащих, мы рассматриваем возможность оставить для них эти 90%, тогда как для всех остальных чиновников процент будет уменьшен до 80-ти. 

4. Когда вы общались с простыми людьми? Как вы считаете, у нас достойная социальная защита? Зачем сравнивать наших пенсионеров и зарубежных, на которых вы нам предлагаете равняться? Много ли украинцев, выйдя на пенсию, поехали смотреть мир?

Я регулярно общаюсь с обычными гражданами. Особенно сейчас, когда мы проводим общественное обсуждение пенсионной реформы в регионах. Я не считаю социальную защиту большинства украинцев, особенно тех 27%, которые живут за чертой бедности, достаточной. Именно поэтому мы активно продвигаем пенсионную реформу, чтобы человек на старости имел возможность жить достойно, а не пытаться выжить, экономя на всем и отказывая себе даже в необходимом.

Что нужно делать? Повышать пенсию. Как это делать? Во-первых, повысить зарплаты, ведь пенсионная выплата рассчитывается именно от этого показателя. Что нужно сделать, чтобы повысить зарплаты? Нужно повысить продуктивность труда. Нужно, чтобы работодатели выше ценили труд людей. Нужно, чтобы они были заинтересованы платить «белые» зарплаты. Нужно, чтобы каждый человек в конце концов сам мог влиять на размер своей пенсии.

Ведь солидарная система обеспечивает только минимальные гарантии. А вот дополнительные средства, высокие пенсии - это уже второй и третий уровень пенсионной системы - обязательное и добровольное накопительное страхование. К чему мы и стремимся. Сбалансировав бюджет ПФ, мы будем вводить второй уровень, когда каждый человек будет отчислять в пределах 7 процентов на личный счет. Эти накопления будут инвестироваться в экономику. По нашим расчетам, при условии 35 летнего стажа накоплений пенсия повышается в полтора раза. То есть к государственной пенсии - плюс еще половина. Третий уровень дает возможность еще больше увеличить доход в старости. Вот откуда берутся пенсионеры, которые отработав положенное, едут смотреть мир.

[page]

5. Проводился ли анализ количества больничных листов (в днях) граждан, которые были нетрудоспособны в течение года (кроме инвалидов) после 50, 53, 55, 60 лет? Именно эти данные характеризуют здоровье нации и возможность полноценно работать до 60 лет для женщин и 62 для мужчин. Так же можно проанализировать количество неработающего, по этой причине, населения по различным сферам деятельности.

При разработке проекта пенсионной реформы мы привлекали к сотрудничеству специалистов по разным направлениям, ученых, экспертов. В том числе, и медиков, и демографов. И данные специалистов говорят о том, что ожидаемая продолжительность жизни для мужчин в Украине при достижении 60 лет составляет 14 лет, а для женщин 25 лет. Это выше, чем скажем, в той же Венгрии, где женщины после выхода на пенсию живут 20 лет, или Словакии, где "дожитие" после выхода на отдых - 18 лет.

Безусловно, возможность человека полноценно работать зависит от многих факторов. Это и условия труда, и медицинское обслуживание. Над этим мы тоже должны думать, заниматься решением этих вопросов. 

6. Почему не сделаете пенсионную реформу справедливой, где пенсия будет зависеть от зарплаты и стажа для всех одинаково? И выход на пенсию для всех - стаж 30 лет и можешь быть пенсионером.

Сейчас в Украине действует солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. В свое время она была создана, чтобы поддержать пожилых людей за счет средств Пенсионного фонда. Ее основной принцип - пенсия зависит от заработка и продолжительности страхового стажа, то есть периода, за который были уплачены взносы в ПФ. В Пенсионный фонд идут все отчисления по заработной плате работающих и распределяются на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. Получается, что мы платим пенсии своим родителям, а наши дети будут платить нам. Но дело в том, что наша пенсионная система требует реформирования, потому что средств Пенсионного фонда не хватает на стабильные выплаты. И уже тем более нет возможности существенно повысить пенсии тем, кто вышел на отдых давно и имеет маленькие выплаты.

Поэтому нам нужно сейчас сбалансировать бюджет ПФ, "подлечить" нашу солидарную систему, чтобы обеспечить стопроцентную выплату пенсий и устранить разрывы в размерах пенсий, назначенных в разные годы.
Для этого мы планируем установить страховой стаж для назначения пенсии в 15 лет. А если у человека стаж будет от 15 до 30-ти (для женщин) и 35-ти для мужчин, то минимальная пенсия ему будет назначаться пропорционально отработанному стажу.

7. Как можно применять к Украине опыт внедрения пенсионных реформ другими странами и какой именно, учитывая более высокий уровень жизни в них?

Через пенсионную реформу проходили многие страны, потому что сейчас в мире остро стоит проблема старения населения. Я недавно общался с коллегами из Австрии, где пока действует солидарная пенсионная система, - они тоже столкнулись с проблемой необходимости увеличения числа работающих людей. Так что мы в этой проблеме не одиноки.

В подготовке нашего проекта реформ мы работали с международными экспертами и изучали опыт той же Словакии, стран Балтии, европейских государств, который попытались адаптировать к нашим условиям. В частности, мы добавили очень хорошие компенсаторы: 25% к пенсии женщинам за более продолжительную работу, единоразовую выплату 10 назначенных пенсий бюджетникам - учителям, врачам, работникам культуры. Сейчас ищем возможность предоставить такую же компенсацию работникам социальной сферы и спорта. Также мы упрощаем назначение пенсий, в частности, учет заработка для назначения пенсий только по данным персонифицированного учета.

8. Каким образом вы будете информировать о пенсионной реформе, на основании чего люди должны в нее поверить?

Думаю, для страны это единственный выход: власть должна объяснить, а люди поверить. Без реформы наша пенсионная система рухнет, и в один день платить пожилым людям будет нечем.

С самого первого дня, когда в парламенте был представлен проект пенсионной реформы, работает горячая линия. Телефон - 0800500392. Звонки бесплатные. Также можно обращаться в контакт-центр Пенсионного фонда Украины: 0800503753. Кроме того, идет общественное обсуждение проекта реформы - уже было несколько совещаний с представителями областей, и мы планируем такие же мероприятия по всей стране.

Я регулярно встречаюсь с профсоюзами, с представителями общественных организаций, которые представляют интересы различных категорий населения, бываю на прямых линиях и различных эфирах. Мы запускаем социальную рекламу.  Мои коллеги по партии "Сильна Украина" тоже включаются в этот процесс разъяснения сути реформы, за что я им очень благодарен. Мы открыто обсуждаем изменения, принимаем предложения, стараемся учесть все мнения и найти компромисс. Скажем, то же предложение о единоразовой компенсации для работников социальной сферы нам поступило во время обсуждения. Есть замечания от военных, которые мы тоже постараемся учесть.

Почему люди должны поверить? Потому что главная цель реформы - это повышение пенсий. Потому после реформы жить вашим детям и внукам. И вряд ли кому-то не хочется, чтобы они жили лучше.

9. Кто и каким образом будет управлять деньгами, которые после введения второго уровня пенсионной системы будут храниться на персональных счетах граждан?

В первые два года управлять деньгами в Накопительном фонде будет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Затем можно будет либо остаться в государственной структуре, либо перевести свои средства в частный пенсионный фонд. То есть обязательные взносы будут перечисляться уже не в госструктуру, а в частную компанию - по желанию и выбору будущего пенсионера.

Что касается того, куда будут вкладываться средства, то это будут консервативные активы. Например, специальные пенсионные гособлигации с гарантированным уровнем доходности, банковские металлы, ипотечные сертификаты, недвижимость, депозиты. Однако пропорции будут такими, чтобы резкий обвал того или иного рынка не вызвал потерь денег вкладчиков. Государство должно на 100% гарантировать защиту средств, которые люди будут накапливать на втором уровне пенсионной системы. 

Кроме того, государством будет гарантироваться минимальный уровень доходности для таких вкладов. Предполагаю, что это может быть минимальный уровень инфляции, чтобы не потерять покупательную способность денег. Требования как для государственного Накопительного фонда, так и для частных НПФ, которые будут заниматься вторым уровнем, будут очень жесткими, чтобы защитить средства граждан.

finance.tochka.net опубликует ответы на оставщиеся вопросы в понедельник, 31 января.

Читайте о том, как проходили реформы пенсионной системы в России, Казахстане и Прибалтике. Решайте, на кого стоит равняться Украине, изучив пенсионную систему США, Японии и Швеции.