Президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко: "Удержать цены на хлеб несложно"

Экспортные мышцы Украины

В чем специфика нынешнего украинского урожая в плане соотношения разных зерновых культур, а также качества каждой из них?

В этом году наш урожай будет на уровне 40-40,5 млн. тонн. А потребление Украины - 26-27 млн. тонн, и остальное надо экспортировать. Кроме того, к 1 июля Украина подошла еще и с завышенными переходными запасами зерна, там примерно 2-3 млн. тонны лишние. Поэтому экспортный потенциал Украины в этом году все эксперты оценивают в 15 млн. тонн.

В частности, в отчете американского Министерства сельского хозяйства утверждается, что Украина может отправить на экспорт 6 млн. тонн пшеницы, 4 млн. тонн ячменя и 5 млн. тонн кукурузы. Кукурузу мы еще не собрали, но прогнозы таковы, что мы получим ее около 11 млн. тонн, и 5 можно экспортировать.

Относительно пшеницы мы ожидали, что качество будет хуже, но эта жара - она, с одной стороны, вроде и плохая, а с другой - она резко улучшила качество пшеницы. Она убила клопов-черепашек и других вредителей. Поэтому у нас примерно 70% - продовольственная пшеница, остальная - фуражная.

Сейчас много говорят о том, что мы должны занять нишу России на мировых рынках. Но насколько это будет стабильное положение? Если в следующем году Россия откроет экспорт - разве мы удержимся на тех же рынках?

Украина и Россия географически поставляют основные объемы зерна в одни и те же регионы. Если Россия ушла с рынков - то действительно, за счет повышения мировых цен мы можем гораздо выгоднее продать собственный товар. Но это не значит, что российские контракты достанутся нам. Они достанутся американцам и аргентинцам. Мы все равно не закроем дыру, образовавшуюся после запрета экспорта из России, ведь Россия планировала 18 млн. тонн продать только пшеницы. А мы бы свои 6 млн. тонн в любом случае продали, только по более низким ценам. Если бы Россия тоже экспортировала - то осталось бы непроданным не наше, а американское и аргентинское зерно, так как оттуда далеко везти.

Цены на хлеб vs цены на круассаны

Но это привело также к росту внутренних цен на зерно.

Удержать цены на хлеб несложно. Россия решила закрыть экспорт, но я считаю, что Украина такое решение принимать не должна. Однако экспортеры зерновых столкнулись с тем, что таможня, по негласным указаниям, заблокировала отгрузку зерна на корабли. Они стоят, их под разными предлогами не выпускают из портов.

Насколько это помогло снизить цены?

Никто не говорит, что цены на абсолютно весь хлеб должны быть низкими. Речь идет только о социальном хлебе - "черный", батон и "серый" формовой. Для этого нужно только одно: чтобы в Аграрном фонде была пшеница. Ее количество, необходимое для выпечки социального хлеба, составляет примерно 12-15% от общего внутреннего потребления, что составляет примерно 6 млн. тонн. То есть для того чтобы решить проблему социального хлеба, нужно иметь максимум 900 тыс. тонн зерна.

А в Аграрном фонде в любое время: зимой, летом, днем и ночью, должно быть 1,2 млн. тонн пшеницы, то есть 20% от объема продовольственного потребления. Это международные нормы. Если мы понимаем, что для социальных сортов нужно 900 тыс. тонн - то в Аграрном фонде на эти нужды зерна хватит. И если вдруг на мировом рынке цена будет слишком высокой - то Кабмин может решить так: взять из Аграрного фонда эти 900 тыс. тонн, сделать из них муку и отдать ее непосредственно компаниям, производящим хлеб. Этих компаний немного, и их несложно обеспечить.

А больше зерна хранить в Аграрном фонде и не надо. Стабилизировать цену, условно говоря, на круассаны, нет смысла. Сейчас говорят, что закупят 5 млн. тонн. Но хранение 1 тонны ежемесячно стоит примерно $3. Поэтому $15 млн. нужно ежемесячно платить за хранение. К тому же необходимо понимать, что у нас в государственных структурах, вроде Аграрного фонда, всегда что-то исчезает.

Можно поступить также иначе: можно выдавать дотации непосредственно хлебозаводам на социальный хлеб. Примерно 400 млн. грн. ежегодно для этого нужно.

Аграрный фонд заявил, что останавливает закупку зерна по высоким ценам. У него есть шанс дождаться их снижения?

Насколько я понимаю, он ничего не закупал, у него нет денег. Государственные деньги не поступили, попытки получить кредиты также ничем пока не увенчались. Поэтому это заявление - это, скорее всего, попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Если бы было за что закупать - зачем это останавливать? Ты, пожалуйста, выставляй закупочную цену, и посмотрим, может, кто-то будет продавать и за 1300 грн./тонна. Кто сказал, что нет?

[page]

А вот когда нет денег, к сезону подошли совсем неподготовленные, а зерно, которое было в Аграрном фонде, распродали перед началом сезона - вот теперь вопрос, теперь надо браться за голову и думать: зерна нет - так давайте запретим экспорт.

Какой сейчас дефицит зерна в фонде?

Не знаю точно, но ситуация там плачевная.

Значит, у нас три экспортные культуры. Почему же ажиотаж тогда именно вокруг гречки?

Дело в том, что гречку украинцы очень любят. И ее всегда было навалом, поэтому вопрос про гречку никогда не возникал. В этом году, из-за жары, ее немножко может не хватить, но ее можно и купить где-то, это не проблема.

То есть пока в Россию ее не вывозят? Дело не в экспорте, а сугубо в проблемах внутреннего рынка?

Есть несколько комбинатов хлебопродуктов, которые для того, чтобы пробиться на экспортные рынки Германии, в течение четырех лет вводили ISO 9001, доказывали, что у нас гречка - очень качественный товар, и все равно ее не особо покупали. Сейчас, в связи с ситуацией в России, я не исключаю, что экспорт туда может повлиять на наш баланс. Но как эта проблема будет решаться - я не знаю. Пока ничего страшного с гречкой не происходит, все будет зависеть от решений Кабмина.

Зерно в портах прорастет?

Даже при условии обеспечения резерва на социальный хлеб, где гарантия, что экспортеры не вывезут зерна больше, чем нужно было, чтобы обеспечить внутренний спрос? Вот если в этом году вывезут не 15, а 20 млн. тонн?

Это невозможно. Мы - члены ВТО, члены Международного совета по зерну. Наш баланс зерна известен другим странам. Представьте себе: государство знает, что мы можем вывезти только 15 млн. тонн зерна. Государство обращается в ВТО, к производителям, и говорит, что мы отпустим за границу 6 млн. тонн пшеницы, 4 - ячменя и 5 - кукурузы.

Это своего рода квоты?

Нет, это не квоты. Все знают об этом, идет обычная нормальная торговля, но все понимают: как только таможня нам скажет, что пошел корабль, который увез последнюю пшеницу из 6 млн. тонн - все, государство вводит запрет. Ребята, мы честно поступили, мы всех предупредили, дальше никто ехать не может.

В 2008 году такой механизм оказался действенным?

В 2008 году была противоположная задача. Мы никогда не вывозили такого количества зерна, поэтому мы даже не верили, что наши порты перевалят столько. Никто не знал, что мы 2,5 млн. тонн можем ежемесячно переваливать.

Почему вы призываете вводить квоты именно с 15 сентября?

Я подчеркиваю, что украинские экспортеры никогда не предлагали запретить экспорт. Эти байки, что, мол, мы хотим спрыгнуть с контрактов, - это для обывателей. И еще мы никогда не предлагали квоты.

Но когда Министерство экономики начало об этом говорить, когда сказало, что оно вводит квоты на 1,5 млн. тонн пшеницы и 1 млн. тонн ячменя, мы им ответили: не ранее 15 сентября из-за того, что у нас стоят корабли, на которых находится примерно 300 тыс. тонн груза. Каждый день простоя одного корабля - это десятки тысяч долларов. В портовых элеваторах находится 1,1 млн. тонн зерна. И вагоны, которые месяц тому назад ехали в порт - на них было примерно 300 тыс. тонн зерна.

Мы сказали: нам понадобится месяц, чтобы все это разгрузить, чтобы не было штрафов, чтобы все эти грузы поплыли на кораблях, чтобы разгрузить портовые емкости - они не предназначены для длительного хранения. В 2006 году весь мир облетели фотографии, когда в портовых элеваторах пророс ячмень. Это вообще преступление.

А вы при этом обязуетесь не подвозить туда новое зерно?

Да. Мы будем знать, что такое решение принято, и с 15 сентября - мы же люди умные - тоже позаботимся, чтобы не было так, как сейчас: элеваторы загружены, вагоны где-то там крутятся, штрафы за простой выплачиваются...

И что вы в таком случае будете делать с остальным зерном, которое не поместится в квоты, но и в Украине не будет нужно?

Зерно это не гайки и болты - оно портится гораздо быстрее. Поэтому много зерна потеряет классность или испортится. Кроме того, крестьянин, который вырастил это зерно, уже никогда не вернет вложенные деньги. А деньги крестьянам ой как нужны. Например, в Украине нужно дополнительно построить элеваторные комплексы для хранения 30 млн. тонн зерна. Строительство, из расчета на 1 тонну хранения, требует $200. Таким образом, только для строительства элеваторов нужно $6 млрд., или 48 млрд. грн. А закупка тракторов, комбайнов? Это десятки миллиардов долларов. Поэтому, когда я слышу, что аграрии и так много зарабатывают, и можно запретить экспорт, хочу сказать - хватит считать деньги в чужих карманах, а если тоже хотите иметь большие "селянские доходы", берите плуг и - в поле.

А вот все время ведутся дискуссии по поводу того, как будут распределяться квоты. Реально ввести на зерновом рынке такой механизм, как на рынке электроэнергии? Когда проходит аукцион, и тот экспортер, который предлагает государству большую цену, получает право экспортировать?

Я считаю, что это неправильно. Зерновой рынок - это не рынок электроэнергии. Мы, Минэкономики, Минагрополитики и Украинская зерновая ассоциация, в 2006 году придумали систему. Все квоты делятся на две части: 80% достается тем фирмам, которые исторически работали на этом рынке, 20% - новым фирмам, которые только появились. Те 80% распределяются пропорционально доле каждого участника рынка в экспорте в течение последних трех лет. 20% - в соответствии с заявками. Но и одни и другие подтверждают, что у них есть зерно на складе. Ведь тот, кто вложил деньги, в первую очередь должен экспортировать.

Еще сейчас есть такая идея, чтобы всю экспортную квоту отдать Аграрному фонду. Но сейчас у нас - около 30 экспортеров, и все они конкурируют между собой. Предлагают производителям конкурентную цену и работают во всех портах - и в маленьких, и в больших, кому как удобнее. А у государства есть только перевалка в Одессе, в ГАХК "Хлеб Украины". И все остальные порты были бы недозагружены.

Поэтому мы предлагаем, если мы снова придем к квотам, применить разработанную нами методологию.

Продолжение интерьвью с Владимиром Клименко читайте в понедельник.