Александр Овдиенко: новые проекты должны окупаться за три года

Компания, основанная еще на заре кооперативного движения, является семейным владением. Учредителем Концерна является херсонский бизнесмен Виктор Попов, а его сын Дмитрий работает финансовым директором ЗАО. Концерн объединят предприятия газового, агропромышленного и производственном секторе, на которых работает свыше 5 тыс. человек. На примере концерна «Содружество» Finance.tochka.net исследует феномен региональных «зонтичных» компаний.

Каким образом сформировался портфель, с которым работает концерн?

Директор по перспективному развитию Многоотраслевого концерна «Содружество» Александр Овдиенко: По подсчетам УСПП (Украинский союз промышленников и предпринимателей) в Украине на сегодня работает 120 больших компаний, которые были основаны еще в конце 80-х годов во время кооперативного движения. Концерн "Содружество" - одна из таких компаний. Понятно, что за такой срок профиль деятельности мог частично измениться. Все зависит от обстоятельств - законодательных ограничений, общих условий для ведения бизнеса. Часто изменения в законодательной базе вынуждают прекращать или перепрофилировать деятельность отдельных направлений. К примеру, у нас сложились хорошие отношения с Ямало-Ненецким автономным округом РФ - мы являемся представителям ЯНАО. Однако, с некоторых пор из-за изменений в российском законодательстве поставки нефти из России стали невозможны, поэтому нам пришлось отказаться от нефтепереработки. По ряду причин мы отказались также от зернотрейдерства.

Если говорить о законодательных ограничениях и отношениях с властями в целом, изменилось ли что-либо, по вашим ощущениям, после смены Кабмина и региональных властей?

Директор з перспективного розвитку багатогалузевого концерну «Співдружність» Олександр ОвдієнкоПрошло еще слишком мало времени, чтобы можно было говорить об изменениях, но мы надеемся, что государственное управление станет более предсказуемым. За последние годы ни разу не было случая, чтобы новый год мы начинали в тех же законодательных условиях, что и предыдущий. Ничего нельзя было планировать даже на такой срок. Очень сильно менялись правила работы в газовой сфере.

Ну здесь складывается впечатление, что главная цель - создать такую систему, которую не смог бы понять никто со стороны.

Да. Мне лично потребовалось два года, чтобы понять правила игры на газовом рынке. Но в этой области мы надеемся на создание более понятных правил. По нашим данным, уже к концу мая будет разработан закон о газовом рынке. С этого года Украина присоединилась к Энергетичесокому сообществу, чем взяла на себя обязательства сделать правила работы более понятными и прозрачными. Надеемся, что этот закон будет таким.

А как отразились постоянные изменения в нормативной сфере на работе концерна?

Сейчас ситуация такова, что все газовое хозяйство в Украине планово убыточно. Финпланы всех  облгазов утверждаются с планируемыми убытками.

И за счет чего эти убытки сейчас покрываются?

Газоснабжающие организации просто не несут часть необходимых расходов. Следует понимать, что оборудование требует обслуживания и своевременной замены. На сегодня на этом экономят.

А как складываются ваши отношения с местными властями?

Здесь мы тоже надеемся на нормальные условия работы. Во время выборов концерн «Содружество» активно поддерживал Партию регионов в Херсонской области. Мы не просим для себя преференций, мы просто надеемся, что прекратятся попытки управления экономикой в ручном режиме.

[page]

Каковы главные направления, в которых работает концерн сейчас?

Директор по перспективному развитию Многоотраслевого концерна «Содружество» Александр ОвдиенкоКонцерн является поставщиком газа для промышленных и частных потребителей в Херсонской и Полтавской области. Промышленное направление включает производство газового оборудования - завод находится в Могилеве-Подольском. В агронаправлении работает ряд хозяйств по выращиванию овощей и фруктов, имеется парк современной с/х техники, современная высококачественная мельница. Концерн также занимается вопросами выращивания винограда и производства вина и коньяка на Цюрупинском винзаводе. Концерн также владеет двумя бизнес-центрами - в Херсоне и Киеве.

Каким образом происходит отбор новых проектов, новых инвестиций?

При выборе отдельных проектов мы ориентируемся на оценку окупаемости - рассчитываем на окупаемость за три года. Три года - это тот срок, на который в Украине возможно сделать какие-либо прогнозы. Не зря Николай Азаров говорит о трехлетних бюджетах.

Другими словами, вы не будете заниматься проектами, планируемая рентабельность которых не измеряется двухзначными цифрами?

Таковы условия работы в Украине. Стоимость заемных средств, инфляция - все это вносит свои коррективы. Работать с меньшей рентабельностью не имеет смысла.

Если говорить о привлечении заемных средств, с какими институтами вы работаете? Это только коммерческие банки или это могут быть такие институты как ЕБРР?

На сегодня мы работаем, в основном, с коммерческими банками. Дело в том, что стоимость кредитных ресурсов, предоставляемых, например, ЕБРР значительно увеличивается за счет дополнительных затрат, необходимых для обслуживания таких кредитов. Заем от ЕБРР означает необходимость вести отчетность по их стандартам, а это означает создание соответствующего подразделения в структуре компании, либо привлечение стороннего аудитора.

Другими словами, вы не рассматриваете пока возможности сотрудничества с международными институтами?

Это не совсем так, Концерн сейчас участвует в проекте по энергосбережению, который будет реализовываться в 11 странах-партнерах программы INOGATE (страны Центральной Азии и Восточной Европы - бывшие республики СССР, не включая Россию). Проект финансирует европейская комиссия, он будет реализован совместными усилиями четырех компаний. Кроме «Содружества» это будут компании из Франции, Швеции и Чехии.

Мы, также, рассматриваем возможность участия в программах по энергосбережению ЕБРР.

Какие направления вы сейчас рассматриваете как перспективные?

Мы очень заинтересованы в развитии проектов в энергетике. Как известно, Херсонская область - южная, здесь есть условия для развития ветровой энергетики. Но сейчас развитие проектов в этом направлении тормозится мораторием на продажу земли. Проекты в ветровой энергетике не окупаются за три года, и здесь инвесторам нужны определенные гарантии возврата средств, а такие гарантии сложно предоставить, если предприятие даже не владеет землей, на которой будет реализован проект.

А есть ли вообще смысл в проектах в ветровой энергетике, если в Украине регулярно фиксируется перепроизводство электроэнергии на имеющихся мощностях?

Мы здесь говорим об обязательствах государства о том, что определенную долю производства электроэнергии в стране должна составлять энергия из возобновляемых источников. Даже в действующей на сегодня энергетической стратегии указано, что доля ветровой энергетики в энергетическом балансе страны должна составлять 10-15%, а сейчас энергетическая стратегия активно переписывается и дорабатывается. Так что будущее у этого направления есть, и сейчас дело только за государством в том, чтобы создать приемлемые условия работы.

Какие еще перспективные направления работы в ваших планах?

Мы заинтересованы в развитии агронаправления. Например, у нас есть лаборатория, сертифицированная по украинским и по европейским стандартам и мы можем предоставлять услуги в этом направлении. Мы планируем, также, пройти сертификацию и проводить исследования связанные с ГМО. У этого направления большие перспективы. Здесь, как раз, сказалась роль государства - оно создало рынок, на котором можно работать.