Инвестиции: эффект казино
Стратегия высоких рисков предполагает инвестирование только в те инструменты, которые потенциально могут принести наибольший доход...но гарантии, что доход вообще будет, инвестору никто не даст. То есть стратегия высоких рисков - это стратегия, при которой инвестор может потерять всю сумму инвестиций, но в случае выигрыша доход будет значительно выше вложений.
Хотя аналитики считают, что любую стратегию инвестирования можно отнести к типу стратегии высоких рисков - ведь никто не застрахован от появления неожиданных факторов. Наиболее понятный пример - банковский сектор, который до недавнего времени находился в глубоком кризисе.
«Традиционно для инвесторов наиболее рискованной стратегией является стратегия инвестирования в акции, работа с проблемными активами (задолженностью) и инвестиции в новые направления бизнеса или исследования. Стратегией высоких рисков можно назвать стратегию, в которой возможный результат может существенно отличаться от запланированного», - рассказал руководитель аналитического департамента ИГ ТАСК Андрей Шевчишин.
Зачастую любители риска в качестве объектов инвестирования выбирают малоликвидные акции, которые не входят в категорию «голубых фишек».
«Потенциальная доходность некоторых эмитентов превышает 250-300%, но никто не может гарантировать, что низкая ликвидность акции не помешает реализации данного потенциала», - говорит директор департамента публичных фондов КУА «Пиоглобал Украина» Наталья Бахмач.
По ее словам, к категории «высокорисковых» инвестиционных стратегий в секторе ИСИ относятся отраслевые фонды: они также могут обеспечивать инвестору доходность выше 100%, но при определенных условиях. Например, для отраслевых фондов, ориентированных на инвестирование в энергетические предприятия, одним из условий реализации потенциала роста является реформирование отечественного энергетического сектора и проведение широкомасштабной приватизации с участием иностранного капитала.
«Очень часто венчурные инвестиции называют высокорисковыми. Хотя на самом деле многое зависит стратегии и направлений инвестирования. Например, незначительные инвестиции в множество новых направлений и исследований имеет меньший риск, чем вложение средств в один актив. При этом, если всего несколько инвестиций «выстрелили», то их доходность полностью перекрывает все затраты на не сыгравших «ставках», - говорит Андрей Шевчишин.
Стоит отметить, что превышение риска выше среднерыночного позволяет инвесторам получить доход выше среднерыночного уровня. Аналитики рынка уверены: при этом традиционный для ИСИ фактор диверсификации активов не работает, поскольку он снижает и риски, и доходность. Потому в стратегии высоких рисков речь идет о точечных инвестициях в больших объемах.
Андрей Шевчишин говорит, что, например, владелец неликвидных акций «Волыньгаз» получил в 2009 году доходность на уровне 6217%, владелец ликвидных акций «Ясиновского коксохимического завода» получил доходность 250,5%.
«Примеры высокой доходности можно найти и в обвальном 2008 году, например, акции Токмацкого кузнечно-штамповального завода выросли на 1054%», - отмечает эксперт и тут же говорит, что это примеры положительной доходности, а можно привести и обратные примеры, когда доходность составляла -99%, что означает потерю практически всех инвестиций.
По мнению аналитиков, среднегодовая историческая доходность рынка акций из расчета индекса ПФТС составляет 58,4%. Если искать примеры стратегии высоких рисков на рынке ИСИ, то можно рассматривать закрытые недиверсифицированые фонды с агрессивной стратегией работы, нацеленные на рынок акций.
«Для инвестора, который считает приемлемым высокий уровень риска, существует довольно широкий круг инвестиционных инструментов, начиная от вложения в малоликвидные акции и заканчивая альтернативными видами инвестиций - арт-объекты, инновационные проекты. Главным ограничителем в таком случае будет выступать объем денежных средств, которыми располагает инвестор, и время», - говорит Наталья Бахмач.