Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Сравнение Марсианина с Интерстелларом неизбежно, причем закончится оно явно не в пользу последнего. К примеру, только самые недалекие не раскусили в Мэтте Дэймоне предателя с первых минут появления в амбициозном полотне Кристофера Нолана. В общем-то, объяснить это несложно, ведь как Начало в первую очередь повествует о природе сновидений, так и Интерстеллар прежде всего о космосе, и каждый из его персонажей лишь воплощает несложную драматургическую функцию: Макконахи - страданий и преодоления, Дэймон - подлости, Честейн - верного ожидания. А Марсианин - все же о людях, несмотря на впечатляющие виды соседней планеты. Соответственно, и простора для актерской игры он предоставляет побольше.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Фильм от начала и до конца пропитан гиковской любовью к межзвездным странствиям. Неслучайно у рядового сотрудника NASA, сыгравшего важную роль в судьбе героя Дэймона, на мониторе стоит фигурка динозавра - артефакт, который в последнее время все чаще служит экранным символом безграничной преданности науке. Вкупе с недавними сообщениями об обнаружении воды на том самом Марсе и так называемой Земли-2, Марсианин вполне можно упрекнуть в лоббировании интересов упомянутой организации, которое особенно актуально ввиду грядущего пересмотра бюджета. Но почему-то не хочется - если итогом становятся фильмы такого уровня, то заверните нам этого лобби побольше.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Историю Робинзона Крузо в связке с Марсианином поминают не реже, чем Интерстеллар. Возможно, тут-то и зарыта собака, ответственная за успех нового творения Ридли Скотта. Космические просторы, куда более близкие к нам, чем нолановские черные дыры, выглядят настолько красивыми и манящими, насколько их мог сделать таковыми человек, который в свое время практически канонизировал космос на большом экране. Но прелесть истории в том, что происходить она могла в любых декорациях и ничего бы от этого не потеряла. Конечно, если бы смена обстановки не вогнала Дэймона в привычное сонное оцепенение.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Признавать Мэтта Дэймона решающим фактором качества Марсианина (после режиссуры Ридли Скотта) немного странно. Последним, кто сумел выжать из дружка Бена Аффлека хоть какие-то актерские соки, был Стивен Содерберг - однако в За канделябрами Дэймона все равно было не видать за полнокровной красой Майкла Дугласа. Мэтт не соизволил толком проснуться даже ради братьев Коэн, практически всю Железную хватку отсиживаясь за спиной Джеффа Бриджеса. Большинство недавних работ умницы Уилла Хантинга стали фильмами-катастрофами, но не по жанру, а по факту. Если вы смотрели, к примеру, Элизиум. Рай не на Земле, то хорошо понимаете, о чем речь.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Так и видится, как Ридли Скотт, внезапно осознавший, что с подступлением девятого десятка размениваться на проходные работы - непозволительная роскошь, хватает талантливого (по крайней мере, когда-то) мистера Рипли за грудки и холодно шипит ему в лицо какие-то невнятные, но очень веские угрозы. Возможно, для некоторых актеров главная роль в фантастическом блокбастере сродни целебному подорожнику - вспомните, как выгодно смотрится Гравитация на фоне большинства ролей Сандры Баллок. Марсианин, которому, казалось бы, не миновать дорожки, проторенной Альфонсо Куароном, и здесь сумел отличиться. Если события Гравитации длятся несколько часов и репрезентуют лишь модель человека в стрессовой ситуации, то за несколько месяцев, пока герой Дэймона торчит на Марсе, он успевает раскрыться с разных сторон, хорошенько расслабиться и даже смешно пошутить.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Что характерно, свита от короля не отстает. Шон Бин, хотя и в кои-то веки не гибнет на экране страшной смертью (прошу прощения за спойлер - возможно, кто-то всерьез надеялся, что его и тут не минует нелегкая), отлично оттеняет второстепенных персонажей эдакой атмосферой суровой отцовской опеки, за которую его, вероятно, и любят в каждом воплощении. Джессика Честейн в нужные моменты выдает фирменное беспокойство на лице, Кейт Мара со своей потусторонней эфемерностью в космосе выглядит, как дома, а Чиветель Эджиофор придает суете той части, которая происходит на Земле, конкретные очертания и осмысленный вектор. В результате, хотя все лавры и отходят Дэймону (серьезно, очень странно такое писать), никто из оказавшихся на экране не производит впечатления массовки. В период, когда массовкой время от времени кажется весь состав очередной многомиллионной поделки, это немалого стоит.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

Пожалуй, главное достоинство Марсианина в том, что проработан он даже лучше, чем кажется на первый восхищенный взгляд. Мэтт Дэймон в одном из интервью обещал, что этот фильм будет “totally f*cking different from Interstellar“, и, похоже, пел со слов Ридли Скотта. Гармонично вписываясь в рамки лучших  достижений экранной научной фантастики. Марсианин не сливается ни с одним из них, скорее подытоживая предыдущие успехи. Теплые цвета Марса надежно отмежевывают фильм от вымороженного Интерстеллара, а пол главного героя и сроки, отведенные на решение проблемы - от Гравитации. В творении Ридли Скотта чувствуются лучшие традиции жанра: командный дух, упоение любимой работой, а главное - заряд здорового и, что встречается куда реже, оправданного оптимизма.

 

Марсианин. Как Ридли Скотт разбудил Мэтта Дэймона

В качестве шутки можно предположить, что за Марсианина Ридли Скотт взялся ради того, чтобы спасти Прометей-2 от кассового провала после прохладного приема первой части. Чем еще объяснить такую творческую свежесть человека, совсем недавно выпустившего в свет маловразумительное нечто под названием Исход. Боги и цари? Бегущим по лезвию и Гладиатором вечно сыт не будешь - теперь у Скотта есть свежий хит, упоминание которого добавит веса любой афише. К тому же, сиквелу Прометея решили вернуть (не иначе как в маркетинговых целях) родовое имя. Представляете, сколько соберет в прокате фильм под названием Чужой. Потерянный рай, да еще и “...от создателя Марсианина”? Но мы-то не в обиде. Многая лета, сэр Ридли, раз уж ты расщедрился на добавку того, что радует нас с далеких 80-ых.

Лукьян Галкин