Практика

Ex Machina: лаунж-триллер

30 апреля 2015 | Автор: Men`s Portal

Ex Machina: лаунж-триллер

Начнем с маленького ликбеза: дебютант в режиссуре Алекс Гарленд – не последний человек в литературе. Гарленд принадлежит к писателям поколения X, правда, о нем частенько забывают на фоне более успешных коллег. Речь идет, конечно же, о Брете Истоне Эллисе (Американский психопат) и Чаке Паланике (Бойцовский клуб) – на таком фоне, в общем-то, потеряться не зазорно.

Хотя в основе Ex Machina лежит не книга, а оригинальный сценарий, писательское прошлое режиссера наложило свой отпечаток. Фильм вызывает стойкие ассоциации с видеопоэзией и смутное ощущение – речь не совсем о том, что мы видим на экране. Такую же многослойность Гарленд с превеликим удовольствием использовал в своих романах, однако желаемые плоды это принесло лишь в кино.

По сути, Ex Machina заняла место провального Превосходства (еще помните эту невнятную прошлогоднюю фантастику с вездесущим Джонни Деппом в главной роли?) Однако тенденции творения Гарленда куда любопытней. Искусственный разум больше не стремится уничтожить человечество, а просто хочет выбраться на свободу. Из компьютера, из мобильного или из клетки – не все ли едино?

Умело оперируя киноштампами, Алекс Гарленд снимает очень оригинальное кино, правда, чтобы это рассмотреть, придется оторваться от Алисии Викандер и гипнотического сюжета. Вроде бы все на месте: прекрасная машина со зловещими наклонностями, закрытое пространство, разгоряченные алкоголем мачо и ботан. Но назвать итог триллером как-то язык не поворачивается.

Ex Machina: лаунж-триллер

В голову приходят странные определения вроде «лаунж-триллер», ведь большую часть времени зрители, как и герои, проводят в расслабленном состоянии. Минималистичный саундтрек, красивая картинка приглушенных тонов, наконец, интерьер дома, в котором разворачивается драма на троих – все это действует успокаивающе и даже усыпляюще. Но тем эффектнее выглядят напряженные моменты.

Из-за нехватки персонажей легко может возникнуть чувство клаустрофобии. Ex Machina будто пытается сделать зрителя соучастником, еще одним наблюдателем эксперимента – потому так сложно разобраться, кому же из героев отдать свои симпатии. Финальное противостояние и вовсе смотрится, как причудливый танец или кульминация напряженного балета, но сопереживание остается за бортом. Пожалуй, оно и к лучшему.

Концовка сметает напрочь и без того размытые сюжетные ориентиры. Законы жанра соблюдены, но какого? Пожалуй, правильного ответа нет существует. Как и в тревожных фильмах о жутких чудищах, монстр вырывается на волю, как и в классических триллерах, мучитель и жертва меняются местами. Однако особая прелесть Ex Machina в том, что ее паззл одинаково хорош в собранном и в разобранном состоянии. Скорее всего, история о машине, у которой куда лучше получалось быть человеком. Однако на деле это рассказ о писателе, у которого куда лучше вышло быть режиссером.