Музыка
Святослав Вакарчук: У меня нет прошлой жизни, я не просыпался в один день знаменитым
28 апреля 2016 | Автор: Men`s Portal
Святослав Вакарчук: У меня нет прошлой жизни, я не просыпался в один день знаменитым
Это интервью в определенной степени можно считать случайным. Ведущий чарта #Селекция на Джем ФМ Александр Стасов шел на встречу со Святославом Вакарчуком по вполне конкретному поводу - интересовала премьера песни Не йди и, конечно же, будущий альбом Океана Ельзи, который музыканты презентуют в мае. Но случилось так, что утолив конкретный интерес, вопросом: “Что нового?“ разговор продолжился о делах, которых у Вакарчука будет побольше, чем планов у самых мечтательных людей. А с таким собеседником, как Святослав, за 20 минут можно успеть обсудить новинки музыки, законы термодинамики, интеллектуальные практики и роль культуры в пост колониальном обществе.
– Режиссер Игорь Стеколенко в работе над клипом Не уходи искал метафоры, которые раскрыли психологическую формулу отношений героев песни. Ему это удалось?
– Я доверяю интуиции Игоря Стеколенко, он вместе с братом Александром в свое время снял несколько клипов, которые стали культовыми для нас (911, Квітка, Вище неба, Я до тебе). Я надеюсь, что так будет и на этот раз. Мне очень нравится сама идея и история, они очень близки к тексту песни. Также нравится наше камео, которое в принципе было придумано мною. Я ему сказал: “Ты когда снимал клип, взорвал машину (ред. – клип 911), давай мы на похожей появимся. Это уже будет метафизический смысл“. Немного жалею, что мы не съездили в Грузии, где проходили съемки клипа. Океан Ельзи снимали в Украине, а все съемки проходили в Грузии.
– В этом году можно отмечать совершеннолетие видеографии Океана Эльзы. Вы прошли путь от полулюбительские роликов в высокобюджетного кино.
– Для меня всегда все видеоклипы без исключения - мои, чужие, это рекламные ролики к песням. Я понимаю, что это может обидеть многих режиссеров, которые серьезно к этому относятся, но я всегда считал, если первичной есть песня, то все остальное для того, чтобы привлечь внимание к ней.
Мы можем сейчас позволить себе киношную историю, в которой нам самим не надо сниматься, потому что узнаваемость нам уже не нужна. Планировалось, что группы Океан Ельзи вообще не будет в этом клипе, но потом появилась фишка с машиной, и поэтому решили снимать и нас.
Мы не первый раз снимаем клип, где группа играет второстепенные роли. Это развязывает руки режиссерам. Например, в клипе Життя починається знов, и такая же история была с некоторыми предыдущими видео. Что тут скажешь, здорово, что за 21 год мы позволили себе снимать такие истории, а еще более классно, что не выпустив альбом, мы уже сняли четыре видео на песни, которые в нем будут (смеется).
Святослав Вакарчук: У меня нет прошлой жизни, я не просыпался в один день знаменитым
– Когда будет новый альбом?
– Он выйдет в мае, точную дату и название мы объявим чуть позже. Сейчас осталось сделать еще две песни. Я надеюсь, что до конца апреля, начала майских праздников мы это сделаем, а дальше уже будем готовить его релиз.
– С кем вы работали над альбомом?
– Над альбомом мы работали всей группой с нашим давним партнером Виталием Телезиным здесь, в Украине. И так складывается, что продюсеров у него три – я, впервые решил, что после продюсирования Кристины Соловей можно заниматься продюсированием песен Океана Ельзи (ред. – смеется), наш гитарист Влад Опсеница и Виталий Телезин. Мы втроем сделали эту работу.
Заранее я могу вам сказать, пока вы не слышали новых песен, что альбом вышел концертным и это мне очень нравится. Со времен альбома Модель, это первый альбом, который имеет шанс повторить “концертность“. Посмотрим, как оно будет, сейчас пока сложно об этом говорить. Но я не вижу песен, которые слишком концептуальные, чтобы не играть их на концертах тура, то есть альбом прост. Таким прямым текстом.
– Второй раз вы решаетесь выступить с сольным концертом на НСК Олимпийский.
– К счастью у группы Океан Ельзи много поклонников. Другого площадки, на которой их можно собрать мы не знаем.
– Сколько продлится Мировой тур?
– Это слишком громко сказано. Туром можно называть непрерывные концерты, а можно и весь цикл
Читай также: Музыканты трех стран перепели хит группы Океан Ельзи
концертов, связанных с альбомом. У этого Мирового тура будет украинская часть, европейская, Кавказ, Средняя Азия, Америка, Канада, Прибалтика. Может потом снова украинская часть. Сложно сказать сколько концертов, мы рассчитываем, что не более ста, иначе мы с ума сойдет. (смеется)
– Сколько в новом альбоме “войны и мира“?
– Большинство песен в альбоме о вечных, я бы сказал, о трансцендентных вещах, такии как отношения между двумя людьми, не имеющих отношения к социальным событиям. Я стараюсь писать в основном такие песни. Исключением являются песни Не твоя війна и Мить. Еще одна песня с ярким социальным подтекстом это Еверест, которую еще не слышали люди. Все остальные песни не имеют к этому никакого отношения.
– Как человек, который много анализирует и формулирует, на каком этапе сейчас находится Океан Ельзи?
– Мы просто делаем песни. В термодинамике есть Цикл Карно (смотри википедию, некогда объяснять – ред. MPort). Мы находимся на какой-то части этого цикла. Когда он разорвется, значит пора уже все заканчивать. Но это не значит, что ты крутишься по кругу. Это как в машине двигатель внутреннего сгорания – пока бензин есть, надо ехать.
– С каким настроением вернулся из Америки?
– Я вернулся морально очень просветленный, а физически очень замученный. До сих пор не совсем пришел в себя. Я резко изменил образ жизни, прочитал за четыре с небольшим месяца пятьдесят книг на знакомом и привычном для меня английском, но все же не на родном языке. Это вызвало определенное напряжение, плюс совсем другой образ жизни, не было концертов, я много занимался интеллектуальным трудом, поэтому немножко сбился “прицел“ физически, но интеллектуально наоборот, все очень круто.
– Что интересует и нравится в новой музыке?
– Из того, что только что появляется, я пока для себя ничего не открыл, за исключением нового проекта, который мы сами будем делать. Это будет наш второй проект после Христини Соловій, это будет очень неожиданный парень.
Из уже достаточно известных я очень люблю Vivienne Mort, Вагоновожатые. Мне нравятся некоторые песни Pur:Pur и Один в каное. Я люблю драйв O.Torvald, причем для меня большее удовольствие их
Читай также: Один в каноэ начинают работу над новым альбомом
слушать на концерте, чем в записи. Я говорил об этом с Женей Галичем, что им надо с этим что-то делать, но они крутые.
– Что этим музыкантам надо сделать, чтобы стать успешными?
– Многие из них уже имеют успех. Если имеется в виду мерило масштабности успеха, то есть одна фраза из курса теологии, который я проходил в Йельском университете: “Отличная степень является самым настоящим врагом Бога“. Это такая красивая интерпретация старой русской поговорки “Лучшее – враг хорошего“.
Это значит, что не обязательно мерить успех материальными вещами или стадионами. У каждого свое. Мы живем в такое время в таком месте, что каждый из этих ребят делает свое дело. Кто-то из них однажды станет гипер популярным и не факт, что это сделает их счастливыми. Просто надо заниматься музыкой, и любить ее. Я никогда не думал, что Херби Хэнкок завидует группе Rolling Stones.
– Иногда от критиков украинской музыки можно услышать, что кроме Океана Ельзи и еще нескольких имен, отечественная музыка не заслуживает внимания.
– Украинской культуре сложнее, поскольку мы очень долго имели комплекс колониальной неполноценности. Чтобы стать “пророком в своем отечестве“, ты должен быть сильнее, чем все остальные вокруг. Нам, например, надо было гораздо больше и тяжелее доказывать свою значимость, важность и необходимость для людей, чем в свое время многим нашим коллегам в России. Но это сыграло добрую службу, потому что в результате мы стали теми музыкантами, которые сегодня могут делать все, что захотят, потому что мы пробивались через это. И никогда не жалели и не жаловались на дискриминацию и еще что-то. Мы понимали, что такова ситуация.
Представь себе, что украинская культура находится в диаспоре, или во внутренней резервации, или в культурном гетто в своей же стране. Есть много народов, которые долгое время жили в эмиграции – евреи, армяне, китайцы в Chinatown и другие. Они всегда работали тяжелее, больше выкладывались, потому что понимали, что у них шансов меньше и им надо до последнего проявить себя. И поэтому эти люди становились очень успешными, они постоянно были, так сказать, с напряженными мускулами. Поэтому я украинским музыкантам советую не ждать, что упадет в один день манна небесная и полное восприятия украинской культуры де-факто и априори такой, как она есть и с любовью к ней. Вы должны пробиваться через тернии к звездам, так как сейчас строит себя вся наша страна. Музыка или культура, это одна из рефлексий из того, что происходит в стране.
Святослав Вакарчук: У меня нет прошлой жизни, я не просыпался в один день знаменитым
– Чем отличаются концерты Океана Ельзи в Минске или Вильнюсе, от тех, что проходят в Киеве или других городах Украины?
– Для меня никакой разницы не существует между Киевом, Минском или Нью-Йорком, потому что мы на сцене музыканты. Мне приписывают определенную социальную миссию во время концертов. Возможно вне выступлений она есть, и я ее не боюсь, а наоборот горд, что жизнь так сложилась. Но на сцене мы всегда та же рок-н-ролльная группа.
– Российские флаги на концертах появляются?
– Они сто раз появлялись и после событий 2013 года. Люди живут в свободном мире, они в праве приносить те флаги, которые считают нужным. Такое случалось везде в Беларуси, Финляндии, Берлине, Нью-Йорке, возможно за исключением украинских концертов по понятным причинам. Я не собираюсь придавать этому излишнее внимание, мы на сцене для совсем другого.
– Я имел в виду ситуацию, которая произошла с украинским флагом на концерте Земфиры в Вильнюсе.
– Я не собираюсь оценивать поступки никого, кроме себя. За себя скажу так - я бы так не поступил.
– За годы популярности жизнь сильно изменилась?
– Вот к примеру: сегодня утром бегал по парку Славы, мимо Мыстецого Арсенала, без очков или других средств маскировки (смеется). В метро я сейчас не езжу, а по Крещатику хожу. Кстати, в метро не езжу не потому, что так страшно популярности боюсь, а потому что я могу себе позволить ездить на авто, потому что мне так удобнее. Если надо, могу проехать в метро - нету никаких вопросов. Можем для эксперимента вместе проехаться, но я не хочу, чтобы потом думали, что это какая-то pr-история.
У меня нет прошлой жизни. Я не просыпался в один день знаменитым.