10 лучших снятых в Голливуде фильмов о монстрах
Летом 1975 года, когда малоизвестный американский режиссер Стивен Спилберг дебютировал со своей картиной «Челюсти», никто не мог себе представить, что эта работа станет знаковой для целых поколений поклонников фильмов ужасов. Его шедевр об акуле, которая терроризировала вымышленный остров Амити, изменил подход киностудий буквально во всем.
Но это был не первый случай, когда фильм о монстрах сильно потряс мир кино. Немой классический длинный метр Мурнау «Носферату» в 1922 году изменил подходы в визуализации монстров. А десятилетие спустя Universal определила жанр ужасов для новой эры звуковых фильмов выходом своих кинолент «Дракула» и «Франкенштейн». Позже в 1933 году «Кинг-Конг» стал первым эталоном спецэффектов, а «Невеста Франкенштейна» стала достойным продолжением вышедшего двумя годами ранее нашумевшего «Франкенштейна».
Мы составили список интересных, по нашему мнению, снятых в Голливуде фильмов о монстрах. В этом списке ленты, созданные в начале эры звукового кино, а также более современные произведения, ставшие современной классикой фильмов ужасов.
ДРАКУЛА (1931)
Картина, основанная на одноименном романе Брэма Стокера 1897 года, в 1930-1940х принесла киностудии Universal звание короля ужасов. С это киноработой был сформулирован термин «фильм о монстрах», который студия использует и по сей день.
«Дракула» стал не первым фильмом, когда зрители наблюдали за происходящими ужасами с экранов кинотеатров. Однако, жуткое ощущения реалистичности в киносценах добавило этой работе десятки тысяч почитателей. А все благодаря инновациям со звуковым сопровождением кинокартинки. Вместе с культовой игрой Белы Лугоши этот фильм навсегда изменил жанр ужасов и кинематограф в целом.
ФРАНКЕНШТЕЙН (1931)
До «Дракулы» и «Франкенштейна» фильмы с элементами ужасов назывались просто «мрачными мелодрамами». Но эти две кинематографические иконы дали мощный старт зарождающемуся жанру «ужастиков». Кроме того, «Франкенштейн» впервые сформировал кинематографический конфликт, когда зритель был вынужден выбирать за кого переживать – монстра или человека, - так выразительно сыграл роль Франкенштейна несравненный Борис Карлофф. Квадратная голова и болты на шее на десятилетия врезались в память кинолюбителей по всему миру.
МУМИЯ (1932)
В 1932 году фильм с Борисом Карлоффом в роли древнеегипетского верховного жреца Имхотепа, которого вернули к жизни современные археологи, был попыткой Universal создать оригинальную историю, хотя и основанную на египетских суевериях. Эта киноработа стала первым фильмом о мумиях в линейке фильмов ужасов студии.
Читай также: Как фильмы ужасов влияют на человека - исследование
КИНГ-КОНГ (1933)
В отличие от фильмов о монстрах Universal, которые в основном были адаптированы из сюжетов старой готической литературы ужасов, Кинг - Конг RKO стал оригинальной концепцией. Это один из самых новаторских и влиятельных фильмов всех времен с точки зрения спецэффектов, звукового оформления, размаха и просто техники создания фильма в целом. Картина 1933 года установила планку своими декорациями ручной работы, многослойным саундтреком, покадровой анимацией, и сочетание живых актеров с покадровой съемкой.
ГОДЗИЛЛА (1954)
Когда многие люди размышляют о фильмах про монстров, они сразу же вспоминают «Годзиллу» 1954 года. Кинохит Иширо Хонды раскрывает подтекст Второй мировой войны, атомную паранойю и намек на реализм, который можно найти в «Кинг-Конге», вышедшем двумя десятилетиями ранее. Фильм повествует о гигантской доисторической рептилии, которая миллионы лет находилась в состоянии анабиоза на дне Тихого океана, но в 1954 году внезапно пробудилась.
ЧЕЛЮСТИ (1975)
Переоценить важность «Челюстей» в истории кино невозможно. «Челюсти» породили эру летних блокбастеров, изменили подход студий к маркетингу и бюджету картин. Шедевр Стивена Спилберга абсолютно доминировал в прокате до легендарных «Звездных войн» Джорджа Лукаса. Нередко просмотр «Челюстей» заканчивался продолжительным страхом у людей входить в воду, настолько врезались в память ужасающие карды фильма. Сюжет картины претерпел множество изменений – Спилберг искал универсальную формулу влияния на зрителя, и нашел ее. При бюджете в 9 миллионов долларов кассовые доходы от проката фильма составили более 100 миллионов.
ЧУЖОЙ (1979)
Шедевр Ридли Скотта стал одним из самых страшных фильмов 1979 года. Согласно сюжету, беспечный космический экипаж с Земли, ответив на сигнал бедствия ближайшего корабля и совершив на него высадку, вскоре обнаружил, что за ними охотится агрессивное инопланетное существо. Избавившись от всякой манерности, оставшейся со времен расцвета научной фантастики 50-х, «Чужой» достойно ответил на такой хит как «Звездные войны» полным отсутствием приключений, но заменив его абсолютным ужасом. С тех пор этот фильм породил несколько сиквелов и спин-оффов.
ГРЕМЛИНЫ (1984)
Потребовался такой умный, извращенный и по-настоящему оригинальный ум, как у Джо Данте, чтобы создать что-то столь же причудливое, как фильм «Гремлины». Это получилась прекрасная комедия ужасов о подростке, которому достаётся быстро размножающееся мистическое существо, посеявшее в канун Рождества в маленьком городке хаос. «Гремлины» стали успешным в плане кассовых сборов и получили благоприятные отзывы со стороны критиков. Уже несколько лет спустя был выпущен фильм-продолжение, ставшим не менее популярным.
Читай также: ТОП-13 красоток фильмов ужасов
МУХА (1986)
По мнению кинокритиков, «Муха» совершенствует оригинал 50-х годов, модернизируя сюжет и увеличивая элементы трагедии. Как и в лучших фильмах о монстрах, в этом шедевре Дэвида Кроненберга представлены уникальные отношения между главным героем и антагонистом, переворачивающие наши представления о них, и заставляющие выбирать, за кого зрителю больше переживать. В 2009 году стало известно, что Дэвид Кроненберг запланировал снять новый вариант фильма «Муха», самостоятельно написав к нему сценарий, однако позднее, к сожалению, почитателей первой части, он заявил, что ремейка все же не будет. Посмотрим, может мнение известного кинорежиссёра изменится и долгожданное продолжение появится на больших екранах.
ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА (1993)
То, что «Челюсти» и «Звездные войны» сделали для Голливуда в 70-х, «Парк Юрского периода» сделал всего два десятилетия спустя – в девяностых. Революционный мега-хит Стивена Спилберга стал эталоном визуального зрелища, когда практические эффекты были на рекордно высоком уровне и до сих пор великолепно соперничают с новыми компьютерными изображениями. Сюжет рассказывает о богатом старике, который решает открыть парк дикой природы с якобы вымершими много лет назад динозаврами. Однако вскоре он и группа посетителей парка осознают то, что когда-то пытался сказать доктор Франкенштейн: человек не должен вмешиваться в течение жизни и смерти, нарушая устоявшийся уклад, он создает предпосылки к катастрофе.