Как правильно оформить ДТП без ГАИ?

Практически два месяца в Украине действует "Европротокол" (сообщение о ДТП, бланк которого заполняется участниками происшествия без привлечения ГАИ), но для большинства водителей он все еще остается чем-то неопределенным. По мнению МТСБУ, "Европротокол" действует только для тех водителей, которые оформили полисы "автогражданки" только с 19 сентября 2011 года, хотя законом такое ограничение не предусмотрено. Тем не менее, давайте попробуем разобраться в том, что необходимо, чтобы воспользоваться данным новшеством.

Фото: magnolia-tv.comПрежде всего, нужно записать данные возможных свидетелей

Обоюдное согласие

При участии в ДТП без потерпевших, водители, прежде всего, должны записать данные возможных свидетелей, после чего поинтересоваться друг у друга наличием полисов "автогражданки" и выяснить, по чьей вине произошло ДТП. Если согласия в этом нет (как и полиса у одного из водителей), необходимо вызывать ГАИ.

Если же достигнут консенсус, участники ДТП должны обнюхать друг друга на предмет признаков алкогольного опьянения. Если нетрезв виновник ДТП, решение о вызове ГАИ должен принимать потерпевший. Но если нетрезв потерпевший, то виновник, независимо от степени его опьянения, должен сделать вид, что этого не заметил. Ведь в противном случае "права" могут забрать у обоих: у потерпевшего за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, а у виновника - ...за совершение ДТП!

Стоимость повреждений

Очень важно также хоть приблизительно оценить стоимость повреждений, причинённых машине потерпевшего. Если эта величина будет превышать лимит в 10 тыс. грн. (который у нас только собираются установить), оформлять "Европротокол" всё равно можно. Но страховая компания возместит причинённый ущерб только в пределах этого лимита. А всё, что свыше, необходимо будет решать водителям между собой - либо добровольно, либо в судебном порядке.

Правда, размер страхового возмещения, определённый страховой компанией, как правило, существенно ниже стоимости реального ремонта. Тем не менее, чтобы помочь водителям хоть приблизительно определить стоимость причинённых в ДТП повреждений, в Памятке, напечатанной МТСБУ, которую начали выдавать вместе с "Европротоколом", приведена примерная стоимость восстановительного ремонта тех или иных повреждений.

Оформление "Европротокола"

Итак, если принято окончательное решение обойтись без ГАИ, участники ДТП могут сообща оформить и подписать "Европротокол", и только после этого они имеют право покинуть место ДТП, не информируя о происшедшем ГАИ.

Фото: magnolia-tv.comОформление сообщения о ДТП рекомендуется начинать с фотографирования места происшествия

Что же касается оформления сообщения о ДТП, то его рекомендуется начинать с фотографирования места происшествия и повреждённых транспортных средств, приложив впоследствии эти фотографии к документам, подаваемым в страховую компанию.

Теоретически, у каждого из участников ДТП должен быть свой экземпляр "Европротокола", каждый их которых состоит из оригинала, копии и инструкции по их заполнению. Но это совершенно не обязательно, так как заполняется только один комплект документов, имеющийся у любого из водителей. Даже если один из участников ДТП иностранец и имеет "Европротокол" на своём, непонятном для нашего водителя языке. При этом каждый вносит записи на своём языке, уточняя, в случае необходимости, содержание той или иной графы по имеющимся у себя бланкам данного документа.

В бланке "Европротокола" имеется две колонки - одна синего и одна жёлтого цвета, все графы в каждой из которых заполняет один из водителей (кто в какой - не имеет значения). Таким образом, автоматически вводится ещё одно ограничение, не установленное законом: оформлять сообщение о ДТП можно только при участии в нём не более двух транспортных средств. При этом все записи в "Европротоколе" рекомендуется делать шариковой ручкой и печатными буквами.

[page]

Графы, которые необходимо заполнить, предельно понятны и включают информацию о времени, месте и свидетелях происшедшего, а также о транспортных средствах: их водителях, владельцах, и имеющихся повреждениях. Необходимо указать и страховые компании, выдавшие полисы каждому из участников. Имеется здесь и графа для дополнительной информации, которую может внести каждый участник ДТП. Например, здесь можно уточнить, кто именно является виновником ДТП и почему.

Фото: segodnya.uaНеобходимо составить схему ДТП

Кроме того, на схематическом изображении транспортного средства следует стрелкой указать точку его первоначального контакта с другим автомобилем или мотоциклом. Также необходимо заполнить среднюю колонку "Европротокола" об обстоятельствах ДТП, где против каждого из семнадцати вопросов оба водителя ставят крестик - каждый со своей стороны. После чего, во избежание возможных подтасовок, в отдельном окошке нужно указать число поставленных крестиков.

И, наконец, необходимо составить схему ДТП, в которой отображается расположение транспортных средств в момент столкновения (стрелками указывается направление их движения), названия улиц или дорог, дорожные знаки и разметку. (Десять примеров наиболее распространённых ДТП в различных вариациях, а также соответствующие схемы их отображения приведены во всё той же Памятке).

После этого каждый из водителей ставит подпись и берёт один из экземпляров "Европротокола", который не позднее трёх рабочих дней со дня совершения ДТП он должен отдать в свою страховую компанию. Главное - не вносить в данный документ никаких исправлений, иначе он будет признан недействительным. Если же при заполнении "Европротокола" будет допущена ошибка, можно воспользоваться бланками, имеющимися у другого участника ДТП.

Напомним: "Европротокол" - дело исключительно добровольное, для которого необходимо согласие обеих сторон. Поэтому в любой момент времени каждый из участников ДТП может отказаться от мирного решения конфликта и вызвать ГАИ. Последствия этого - потеря времени и, как минимум, административная ответственность для виновника происшедшего.

Страховое возмещение

В течение десяти дней после подачи извещения о ДТП, страховщик обязан направить к потерпевшему своего представителя для определения размера ущерба. Если же это не будет сделано, потерпевший получает право самостоятельно найти эксперта для определения суммы причинённого ущерба. Причём, стоимость услуг эксперта в данном случае должна возместить страховая компания. И только после получения результатов экспертизы (но не позднее 30 дней со дня подачи сообщения о ДТП) потерпевший должен подать страховщику заявление о страховом возмещении.

После этого страховое возмещение должно быть выплачено не позднее 15 дней со дня согласования его суммы с потерпевшим. Если же достичь консенсуса не удастся (например, при отсутствии экспертной оценки), страховщик должен в любом случае выплатить возмещение не позднее 90 дней со дня подачи извещения о ДТП, самостоятельно оценив его размер.

Фото: segodnya.uaПри определённых обстоятельствах "Европротокол" может существенно упростить оформление мелких ДТП их участникам

На кого это распространяется

Конечно, при определённых обстоятельствах "Европротокол" может существенно упростить оформление мелких ДТП их участникам. Но, в то же время, процедура использования данного документа достаточно запутана. Прежде всего, отсутствием утверждённого лимита выплат по извещению о ДТП (на что закон отвёл целых полгода), а также противоречащим закону распоряжением МТСБУ о том, что действие "Европротокола" распространяется только на тех водителей, которые оформили полисы "автогражданки", начиная с 19 сентября.

Так что в настоящее время для того, чтобы воспользоваться "Европротоколом", участники любого ДТП без потерпевших должны, как минимум, иметь бланки данного документа, а также должны быть готовы отстоять в суде свою правоту в споре со страховой компанией. В случае, если последняя откажется от полагающихся по закону выплат.

Но здесь страховщиками подготовлен достаточно надёжный заслон: бланки "Европротоколов" выдаются только одновременно с полисами "автогражданки", а поэтому те, кто оформил такие полисы раньше, просто физически не смогут воспользоваться данной льготой.

Сами же водители скачать бланки "Европротоколов" в сети интернет и распечатать их, скажем, на цветном принтере, по мнению МТСБУ, не смогут, так как данные бланки выполнены на самокопирующейся бумаге, чтобы записи, внесённые в первый и второй экземпляры, были абсолютно идентичны. Но почему бы в этом случае не воспользоваться обыкновенной копиркой, которая использовалась для пишущих машинок?..

Ранее auto.tochka.net писала, что водителям узаконили новые правила дорожного движения.