Присадки - есть ли в этом смысл?
Автомобильная присадка - это препарат, который добавляется к топливу, смазочным материалам и другим веществам в небольших количествах для улучшения их эксплуатационных свойств. Присадки бывают депрессорные, противоизносные, восстанавливающие, антидымные, моющие, антиокислительные, диспергирующие, ингибиторы коррозии, промоутеры горения, антитурбулентные.
Кроме этого, присадки разделяются на две большие категории: масляные и топливные. Масляные присадки для двигателя добавляют в масло при его замене и замене топливных фильтров. Частицы, содержащиеся в присадках, очень мелкие, меньше микрона. Они свободно проникают внутрь двигателя через чистые фильтры. Топливные присадки добавляют в почти пустой бак перед заправкой бензобака. Частота применения присадок зависит от состояния двигателя и эксплуатационной необходимости. Каждый производитель присадок для двигателя дает подробную инструкцию по количеству и частоте применения присадок.
Автомобильные присадки при неправильном или нецелевом применении могут быть и опасны. Не стоит сразу же доверять советам друзей и заливать себе то же самое. Сперва нужно знать, что и куда заливать, в каких количествах, и подходит ли выбранная вами добавка типу двигателя или трансмиссии на вашей машине. Но, в любом случае, присадки в двигатель или любые другие присадки для автомобиля иногда просто необходимы.
Ассортимент присадок к топливу насчитывает более 20 основных типов, а количество композиций, используемых на практике, исчисляется сотнями. Большинство из них предназначено для улучшения процессов горения топлива, и тем самым способствуют снижению токсичности продуктов сгорания, а также для повышения эксплуатационных характеристик двигателя и коробки передач.
Мы рассмотрим основные типы существующих на рынке присадок. Итак, топливные присадки делятся на:
- присадки, которые служат для улучшения качества бензина, в частности повышают его октановое число;
- присадки для очистки топливной системы и особые присадки для очистки поршневых колец, впускных клапанов и камеры сгорания;
- присадки, которые способны удалять из бака воду. Появляется она там из-за конденсации паров, а также может попасть с некачественным бензином.
В свою очередь, масляные присадки делятся на:
- присадки для новых двигателей, действие которых направлено на улучшение притирания новых узлов двигателя;
- присадки для загрязненных двигателей, которые помогают удалять смолистые отложения внутри моторов;
- присадки, увеличивающие производительность и уменьшающие силу трения частей двигателя;
- присадки для изношенных двигателей, действие которых направлено на восстановление слоя металла, который изнашивается в ходе трения деталей двигателя.
Многие автомобилисты зададут вполне резонный вопрос - а зачем вообще нужны эти присадки, неужели нельзя обойтись без них? Справедливости ради отметим, что обойтись без присадок можно, если бы не качество нашего топлива и привычки отечественных автолюбителей оттянуть до последнего ремонт своего железного коня.
Топливные присадки
Начнем с топлива. Как известно, бензин и дизельное топливо содержит определенное количество веществ, образующих смолы при хранении. Даже самые высококачественные из них могут содержать от нескольких десятков до сотен миллиграммов смолистых веществ на один литр бензина. А поскольку изготавливаются бензины на множестве предприятий, из разнообразного сырья и часто по упрощенной технологии, то количество это может быть довольно большим.
Дизельное топливо содержит еще больше смол, чем бензин, а так как смолы состоят из веществ кислотной природы и очень плохо растворяются в топливах, они легко откладываются на металлических поверхностях: стенках топливного бака, стенках топливных магистралей и других деталях топливной системы. Попадая в камеру сгорания, они сгорают не полностью из-за малой испаряемости и преобразуются в твердые отложения - нагар.
Отложения нагара на свечах и в камере сгорания, закоксовывание форсунок и потеря подвижности поршневых колец, засорение карбюратора, топливопроводов, топливных баков и выпускного коллектора обычно приводят к повышению дымности и токсичности отработанных газов, снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива и масла и так далее.
[page]
Нагар неизбежен, но количество его можно регулировать - поддерживать двигатель в состоянии, близком к новому. Пусть нагар будет, но небольшой. Здесь неоценимую услугу могут оказать именно моющие присадки к бензину - своеобразное средство оперативного регулирования качества топлива.
Присадки к топливу предназначены для увеличения растворимости смол в бензине или дизельном топливе, чтобы не дать им осесть в топливной системе. Кроме того, бензин с присадкой должен растворять уже имеющиеся отложения, по возможности, удалять воду, имеющуюся в топливном баке. Присадку рекомендуется применять через каждые 2 тыс. - 10 тыс. км пробега автомобиля.
В зависимости от типа топливной системы выпускаются присадки для карбюраторных и инжекторных двигателей. Карбюраторные присадки, помимо моющих, должны обладать еще и антиоблединительными качествами - ведь атмосферная влага постоянно попадает в карбюратор, а инжекторы от этого избавлены. Кроме того, и те, и другие присадки обладают связующими свойствами, то есть возможностью частично связывать попавшую в бензин воду. Но это не означает, что если в бензобаке содержится литр воды, то вся она окажется в связанном виде.
Дизельное топливо еще больше нуждается в дополнительных присадках, чем бензин. Отечественные промышленные технологии изготовления дизельного топлива давно требуют модернизации. Основные проблемы, возникающие у автомобилей, работающих на солярке, - образование сажи в системе выпуска газов и большой расход горючего.
Используя различные присадки, оптимизирующие процесс сгорания дизельного топлива, можно улучшить и характеристики самого топлива, и работу самого двигателя. Чистить двигатель, то есть смывать отложения, которые остались от сгорания некачественной солярки, следует регулярно. Существует специальный очиститель дизельных форсунок. Есть присадка для снижения содержания сажи в выхлопе. Основное преимущество дизеля - экономичность - может быть сведено на нет при использовании отечественного дизтоплива без присадок.
Масляные присадки
Если с присадками в топливо все понятно, то для чего служат присадки для масел? Что можно улучшить в обычном моторном масле, главная задача которого - смазывать?
Львиная доля присадок для автомобильных масел предназначена для очищения двигателя от шлаков и нагара. Да, проблема актуальна, но всегда ли она может быть решена быстро и дешево за счет присадки? Добавив моющую присадку, вы почти мгновенно получаете рекламируемый очищающий эффект. Весь нагар и шлаки оказываются на дне картера, все каналы для движения масла свободны.
Но мелкие частички шлака никуда не деваются, а подаются вместе с маслом в систему смазки. Сначала очень быстро забивается масляный фильтр, и масло подается в систему, минуя его через перепускной клапан. Весь мусор, смытый вами, начинает путешествие по двигателю. Часть его оседает и внедряется в мягкий металл вкладышей. Их поверхность превращается в абразив и начинает съедать шейку коленвала.
Производители также предлагают защитные присадки, предназначение которых - максимальная защита трущихся деталей за счет образования на их поверхности защитной пленки. Существуют присадки с содержанием керамики, которые, если верить производителям, образуют на поверхности детали еще и керамический защитный слой, который препятствует износу детали. Защитные присадки рекомендуется использовать только после тщательной промывки двигателя, добавляя присадку в масло каждые 40-50 тыс. километров. Таким образом, защитный слой на детали постоянно обновляется, и металл находится под постоянной защитой.
Есть также присадки, позволяющие еще немного потянуть время перед ремонтом двигателя или коробки передач. Они предотвращают утечку масла и попадание масла в окружающую среду: на улице и в гараже. Присадка восстанавливает эластичность резиновых и пластиковых прокладок, сальников, снижает расход масла на угар, и предотвращает тем самым образование сизого выхлопного дыма. Выравнивает высокотемпературную вязкость масла и снижает шумы при работе двигателя. Способствует восстановлению компрессии.
В среде автолюбителей о пользе и бесполезности присадок идут ожесточенные споры. При этом очень часто негативное действие присадки вызвано неправильной ее эксплуатацией. Так что, лить или не лить присадку, а также как выбрать присадку, чтобы она не оказалась последним, что примет внутрь мотор вашей любимой машины, решать вам.
Мы же только можем посоветовать: при выборе присадки отдавайте предпочтение присадкам того производителя, который выпускает разные продукты для топливных систем с карбюраторами и отдельно для систем с инжекторами, с наличием в ассортименте отдельных присадок для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском GDi. Ну и, конечно, перед использованием почитайте отзывы об интересующей вас присадке на интернет-форумах, и посоветуйтесь с автомехаником.
И не ждите чего-то сверхъестественного от присадок, довольствуйтесь тем небольшим эффектом, который они могут дать!
Ранее auto.tochka.net писала о том, как правильно поменять шины.