Скандальные "письма счастья" могут вернуть

Не прошло и года с тех пор, как Конституционный суд признал незаконными статью 14-1 и часть 6 статьи 258 Админкодекса, позволяющие "заочно" привлекать водителей к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения, высылая им "письма счастья", а Анатолий Могилёв решил снова возродить одиозную корреспонденцию. И это тем более удивительно, что ещё 25 декабря 2010 года, на расширенном заседании коллегии МВД, он очень справедливо назвал рассылку "писем счастья", организованную ГАИ, полным бредом.

Фото: PHLНарушителей можно будет не останавливать

Главными аргументами противников заочно составляемых постановлений о наложении штрафа и высылаемых автовладельцам по почте стало нарушение ст. 61 Конституции, которая предусматривает, что юридическая (в том числе и административная) ответственность носит индивидуальный характер. А это означает, что взыскание должно налагаться не на автовладельца, а на того, кто совершил то или иное правонарушение. Особенно абсурдно выглядело, когда штраф за нарушение Правил присылали на имя владельца автопарка, ведь нести административную ответственность может только физическое лицо.

Кроме того, при заочном составлении протоколов невозможно соблюсти требования ст. 33 Админкодекса, предусматривающей, что при наложении взыскания должен учитываться характер совершённого правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное состояние, обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность. К тому же, целый ряд статей Админкодекса чётко регламентируют, как должно проходить рассмотрение дела об административном правонарушении.

Поэтому весьма удивительным выглядит тот факт, что 27 августа Анатолий Могилёв направил премьер-министру Николаю Азарову письмо, в котором посетовал на то, что главной проблемой дальнейшей технической модернизации работы ГАИ является законодательная неурегулированность возможности фиксации нарушений Правил дорожного движения при помощи специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. А это не позволяет привлекать к ответственности владельцев транспортных средств за правонарушения, совершённые на принадлежащих им транспортных средствах.

При этом Анатолий Могилёв ссылается на опыт России и Беларуси, а также европейских стран, где уже много лет используют технические средства для автоматической фиксации нарушений Правил. Прежде всего, превышения скорости, проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил стоянки и т.п.

Фото: PHLНарушения предлагают фиксировать в автоматическом режиме

Поэтому, с целью возврата к автоматической фиксации нарушений Правил, Анатолий Могилёв попросил Николая Азарова создать рабочую группу с привлечением специалистов МВД и других заинтересованных центральных органов исполнительной власти для подготовки нового законопроекта. Он предусматривает внесение изменений в законодательные акты, устанавливающие ответственность владельцев транспортных средств за нарушения Правил, совершённые на принадлежащих им транспортных средствах. Подчеркнём: речь идёт об ответственности именно автовладельцев, а не тех, кто нарушил Правила!

При этом Анатолий Могилёв предложил следующие механизмы выполнения данного предложения.

1. Предусмотреть приобретение, установку специального оборудования, создание центра обработки информации и их дальнейшее техническое сопровождение за счёт привлечения инвесторов под государственные гарантии.

2. Эксплуатацию средств фиксации нарушений, рассмотрение дел о таких нарушениях и наложение штрафов возложить на должностных лиц местных органов исполнительной власти.

(В этом случае МВД сможет получать деньги, формально не имея к данному процессу никакого отношения, а все шишки будут падать на голову местных властей.)

[page]

3. Средства, изъятые из карманов автовладельцев, зачислять на счета местных бюджетов.

4. Определить порядок и размер возмещения инвесторам вложенных средств.

5. Установить, что штрафы, наложенные на автовладельцев, могут быть обжалованы только после их уплаты.

В случае неуплаты штрафа на протяжении месяца, его сумма должна удваиваться, а в случае неуплаты на протяжении шести месяцев - возрастать в пять раз, после чего материалы направят для принудительного взыскания в исполнительную службу.

6. Внести в Верховную Раду данный законопроект, подготовленный Кабмином, как неотложный.

Фото: УНИАН"Визир" будут использовать с новой силой

Если резюмировать вышеизложенное, в МВД подобным законопроектом предполагают убить сразу двух "зайцев". Во-первых, организовав десяток-другой крупных дел по конфискации имущества в счёт погашения неуплаченных штрафов у автовладельцев, продавших свои машины по "генеральным" доверенностям, там хотят запугать автовладельцев подобной перспективой и вынудить их отказаться от доверенностей и переоформлять продаваемые машины в МРЭО.

А там, как известно, установлены "космические" цены на надуманные услуги и созданы искусственные очереди для успешной работы "ускорителей". А во-вторых, в МВД прекрасно понимают, что вернуть уже уплаченный штраф гораздо сложнее, чем просто доказать свою невиновность. Тем более, если эти деньги придётся возвращать из местного бюджета, где их уже может не оказаться.

Безусловно, идея автоматической фиксации нарушений Правил заслуживает внимания, и рано или поздно мы к этому придём. И Анатолий Могилёв очень правильно декларирует принцип исключения "человеческого фактора" при наложении штрафов на нарушителей. Вопрос только, сможет ли "глупая" автоматика выбраковывать фотографии автомобилей "уважаемых" людей.

В принципе, даже предложенные изменения можно было бы полностью принять, но с одной существенной оговоркой: в случае обжалования протокола, виновный в его составлении должен возместить уплатившему штраф все убытки в двойном размере из собственного кармана. Тогда "левых" протоколов существенно поубавилось бы. Но у нас на это никогда не пойдут.

В той же Европе фотографируют не только номерной знак автомобиля, но и лицо сидящего за рулём. И штраф присылают персонально водителю, а не владельцу автомобиля. К тому же там перед автоматическими камерами обязательно стоят предупреждающие знаки, так что попадаются только неадекватные и невнимательные водители. У нас же подобную фотофиксацию принято вести "втихаря", из кустов, или "стреляя в спину" проезжающим автомобилям. То есть, если за границей подобное направлено на снижение аварийности, то у нас - исключительно на выворачивание карманов автовладельцев. А поэтому все разговоры о какой-то ответственности должностных лиц отметаются по умолчанию.

Конечно, если депутаты будут руководствоваться здравым смыслом, то подобные предложения, как противоречащие Конституции и устанавливающие презумпцию виновности автовладельцев, не должны будут даже дойти до рассмотрения в сессионном зале. Но в украинских реалиях возможно практически все.

А самое печальное в данной истории, что к беззаконию и попранию конституционных прав граждан призывает министр внутренних дел, всячески поддерживаемый Президентом, который 23 августа присвоил Анатолию Могилёву несуществующее звание генерал-полковника милиции.

Да и Кабмин далеко не всегда принимает свои решения в соответствии с законами. А поэтому не будет ничего удивительного в том, что у нас снова узаконят "письма счастья" в ещё более извращённой форме. Правда, это вызовет массовое недовольство автовладельцев, но кто у нас на это обращает внимание?

Ранее auto.tochka.net писала, что с 1 октября водители будут жить по новым правилам.