За что автомобилисты так обожают карбон
Хоть в нынешнем виде углеродное волокно существует уже более полувека, в производстве серийных автомобилей его начали использовать совсем недавно. Все начиналось с того, что из этого материала изготавливали лишь мелкие детали: элементы внутренней отделки, некоторые аэродинамические компоненты и т.д.
Сегодня же из него производят почти все: от колес — и до целых кузовных рам, вокруг которых машины, собственно, и построены. Глядя на современные тенденции, растущую востребованность и популярность карбона, с уверенностью заявляем: у него все только начинается. Чем же это волокно всем так нравится?
Краткая история углеродного волокна в автомобилестроении
После десятилетий разработок и исследований карбон в сегодня известной нам форме появился в конце 1960-х. Его с руками и ногами тут же забрали в аэрокосмическую промышленность. Все благодаря огромной термостойкости и беспрецедентному соотношению прочности к весу материала.
К концу 1970-х гг. на «графитовое волокно» (второе имя карбона) начали поглядывать и автопроизводители мирового класса, особенно гоночные команды. Первой из таких стала McLaren.
McLaren MP4/1
mclaren.com
Инженеры команды на эксперименты с материалом потратили несколько лет (и, вероятно, миллиардов долларов). В итоге построили первый в мире гоночный автомобиль для Формулы-1 с шасси из углеродного волокна.
- Это был болид MP4/1, представленный в 1981 году.
Вторыми «карбоновыми революционерами» в автомобилестроении были Jaguar — со своим 6,0-литровым спорткаром XJR-15 с двигателем V12 (год 1990). Это был первый в мире серийный автомобиль с цельнометаллическим монококом из углеродного волокна.
С тех пор карбон превратился из супер-инновации в обычное средство снижения веса, сохраняющее при этом прежние показатели производительности.
Jaguar XJR-15
jaguar.com
Карбон в XXI веке
Да, замена металлических элементов кузова карбоновыми аналогами позволяет солидно сбросить в весе. И наиболее это ощутимо, когда из углеродного волокна изготавливают весь каркас авто. Снова-таки, спасибо за это достижениям в области космоса, а именно — разработке кованого или «мраморного углерода». Такие рамы позволяют использовать меньше сырья.
Кроме того, данный карбон заметно легче не только стали, но и алюминия, и других конструкций из, казалось бы, уже традиционных материалов. В конечном итоге сегодня в тренд вошли каркасы, масса которых уступает даже весу среднестатистического читателя нашего скромного издания (около 90 кг).
Преимущества карбона
Хоть углеродное волокно весит +/- одну треть веса стали, оно примерно в 5 раз прочнее, а также имеет вдвое большую «жесткость на растяжение», что делает его сверхлегким, сверхпрочным, и идеальным для использования в автомобильной промышленности.
Это еще не все. Также карбон может похвастаться теплостойкостью и минимальным тепловым расширением, химической и стойкостью к коррозии (то есть в буквальном смысле за ним не заржавеет). Благодаря этому из волокна делают все: от крышек двигателя — и до панелей кузова да каркаса.
Unsplash
Все вышеперечисленное не могло не сказаться на цене. Добавь сюда еще и длительный да сложный процесс производства, требующий высококвалифицированных специалистов. А еще карбоновое плетение, когда оно не замазано краской, а выставлено напоказ — это красиво. И поэтому ультра-дорого.
Элементы авто, построенные из углеродного волокна
Рама. Изготовленный из карбоновой рамы, автомобиль жесткий и легкий. Процесс вождения это выводит на совершенно новый уровень.
Изначально такие рамы предназначались для гоночных и спорткаров, и чаще всего встречались именно на треке. Но прогресс на месте не стоит, и поэтому не удивляйся, если сегодня внезапно обнаружишь карбоновый каркас даже у пикапа.
Unsplash
Структурные компоненты. То есть различные аэродинамические детали, комплекты кузова и прочее. Во-первых, они мало весят, благодаря чему дают значительное преимущество в производительности. Во-вторых, прочные. Ну и внешний вид — несомненно усиливает ощущение эксклюзивности и гоночной направленности и без того крутого авто.
Неподрессоренная масса. Минимизация веса неподрессоренной массы значительно улучшает характеристики управляемости. Именно поэтому производители все чаще обращаются к углеродному волокну. Именно поэтому у крутых автоколеса, тормозные узлы и прочие комплекты изготовлены из карбона.
Unsplash
Салон. К производительности машины это не имеет никакого отношения. Зато гарантирует «+100500» к крутизне. Лицевые панели, акценты, руль, ручки переключения передач, спинки сидений… Роскошь. Экзотика. Согласен?