Автомобили неудачи: 10 громких проектов, успеха так и не достигших

С самого начала ХХ века автомобилям пророчили упадок (подробности тут), а сколько раз говорили о том, что Tesla обанкротится - не счесть. Правда,  самая дорогая компания-автопроизводитель - приятное исключение, ведь бесчисленные подобные проекты сгинули буквально на корню из-за происков конкурентов или слишком амбициозных планов. Их партнеры по несчастью - следующие авто.

Dyson

Читай также: Сосиски, соусы и корабли: что изготавливают автопроизводители кроме машин?

Известная высококачественными фенами, сушилка и для рук и прочими электроприборами британская компания недавно сделала попытку выйти на автомобильный рынок. Ещё в 2016 поползли первые слухи, но никто сольного внимания не обратил, ведь тогда даже Apple грозился создать собственный электрический беспилотник.

Dyson electric car

motor1.com

Но глава компании Джеймс Дайсон был настроен решительно и купил фирму, производящую литий-ионные батареи, переманил топовых инженеров и даже бывшего президента Infiniti Роланда Крюгера. И несмотря на построенный завод в Сингапуре и вложенные $500 млн, направление закрыли в связи с бесперспективностью. 

Tucker

Американский предприниматель Престон Такер создал автомобиль, опережающий свое время. В тот период большая американская тройка Ford, GM, Chrysler делали старые довоенные авто и не спешили с обновлением линейки. 

Читай также: Канадский международный автосалон 2020: 7 самых ярких машин выставки

Tucker Corporation же показали совершенно революционный заднемоторный седан с алюминиевой оппозитной "шестеркой", полностью независимой подвеской, дисковыми тормозами, центральной поворотной фарой и футуристичным экстерьером. Цена на Tucker Sedan была на 500-1000 долларов ниже, чем у морально устаревших конкурентов, и потому Такера завидные конкуренты стали заваливать ложными обвинениями и долгими судебными тяжбами. 

Tucker

motor1.com

В результате производство пришлось приостановить, а выпущено было лишь 50 автомобилей. Репутацию восстановить не удалось, а сохранившиеся экземпляры авто оцениваются сегодня в несколько миллионов долларов. 

Edsel

Во второй половине пятидесятых концерн General Motors занимал первое место на американском рынке по объему продаж. Это было реализовано за счёт широкой линейки брендов - Chevrolet, GMC, Pontiac, Buick, Oldsmobile и Cadillac, которые присутствовали в различных ценовых сегментах. 

Читай также: Лучшие автомобили в мире: 16 машин, ставших победителями ежегодной премии WCOTY

Ford же смириться с этим не смог и тоже расширил гамму - к брендам Ford, Mercury, Lincoln присоединили флагманский Continental, что, в принципе, никак на продажи ее повлияло. Потому в 1957 концерн объявил о создании суббренда Edsel, занявшего нишу между дешёвыми и дорогими авто бренда. 

Edsel

motor1.com

Активная реклама и позиционирование авто как совершенно нового сделали свое дело: в первый год ничем технически не отличавшиеся машины были распроданы в количестве 70 тысяч штук, но затем продажи стали неуклонно падать. В 1959 марку упразднили. 

Spyker

Нидерландская компания Spyker до 1926 года производила кареты, а затем и авто с самолётами. В конце 1990-х бренд было решено возродить с производством спорткаров. Дизайн был экзотическим, имя громким, но затраты на разработку не окупились. 

Spyker

motor1.com

В 2008 производство переносили на другую площадку, в 2010 купили загибающийся Saab, но все это привело к началу процедуры банкротства. Голландцы правда, чудом удержались на плаву, но следующие после этого обещания и анонсы пока ничем не увенчались. 

Saturn

Читай также: Реактор на колесах: 4 попытки создать атомный автомобиль

В начале 1980-х концерн General Motors переживал серьезные изменения: классические авто бренда уменьшили аппетиты, а к разработке новых машин подошли с чистого листа. Так появился Saturn, первые серийные авто которого сошли с конвейера нового завода в 1990.

Saturn

motor1.com

За пять лет продали целый миллион машин, но статистика показывала, что покупали марку в основном уже действующие владельцы других авто GM, в результате чего продажи других моделей снизились. Потому к 2010 году Saturn стал просто дублером с перелицованными известными моделями и прекратил свое существование.

Scion

Читай также: Летающие авто и трансформеры: 8 революционных и технологичных машин

Подобный эксперимент с созданием нового бренда был и у Toyota. После успеха премиального Lexus японцы решили, что консервативный дизайн их авто мешает продажам среди молодежи. Потому в 2002 году был представлен бренд Scion, марка для поколения Y - стильные, недорогие, яркие и простые в обслуживании машины. 

Scion

motor1.com

Но после кризиса 2008 года целевая аудитория была без денег и гамма Scion стала сокращаться, закрывшись в 2016 окончательно, а оставшиеся авто стали продаваться под брендом Toyota. 

Vector

Vector Motors появился в 1970-х, в 1972 на обложке журнала Motor Trend был концептуальный суперкар The Vector, а спустя несколько лет его последователи на автосалоне в Лос-Анжелесе. 

Джеральд Вигерт, который и создал компанию, каждый год объявлял все более высокие цены на авто, которые даже не пошли ещё в серию, а ходовой прототип был готов лишь в 1979. 

Vector

motor1.com

Читай также: Автомобильное таинство: как рождается Bugatti Chiron

В итоге старт производства произошел в 1989, когда появился новый Vector W8 (на снимке) с простенькими агрегатами от GM. Правда, публика оценила внешность авто, среди покупателей был и знаменитый теннисист Андре Агасси, заплативший $455 тысяч и быстро разочаровавшийся качеством. Авто попросту сломалось. 

Репутация компании была испорчена а проданы лишь 17 машин. С середины 2000-х от Вигерта новостей нет, кроме обещанного прототипа Vector WX-8. 

Bricklin

Канадских автопроизводителей мало кто знает, а ведь они были, в частности, Bricklin, представивший на волне автореволюции 1970-х свой спорткар SV-1. 

Bricklin

motor1.com

Читай также: Авто лучше уже не будут: 9 глупейших заблуждений начала ХХ века

Купеобразный хетчбэк с дверями в виде "крыльев чайки" и стеклопластиковым кузовом производили в канадской провинции Нью-Брансуик, но двигатели и комплектующие в машинах стояли от американских машин, а качество сборки оставляло желать лучшего. Стартовая цена тоже росла, так что свет увидели только 3000 экземпляров. 

DeLorean

Всего несколько лет существовал DeLorean, но успел прославиться "ролью" в культовой трилогии "Назад в будущее". Джон Делориан основал компанию в 1975 году после ухода из GM, где он был самым молодым руководителем. 

Над дизайном первого авто трудился сам Джорджетто Джуджаро, а производилась машина из нержавейки в Северной Ирландии. Заявленная цена в 12 тысяч долларов за купе с поднимающимися вверх дверями к моменту выхода выросла до 25 тысяч, но и это было немного. 

DeLorean

motor1.com

Читай также: Авто-актеры: 10 самых запоминающихся машин из фильмов

К сожалению, эффектный внешний вид автомобиля не соответствовал его динамике (DeLorean оснащали 130-сильным 2,9-литровым мотором V6, разработанным компаниями Peugeot, Volvo и Renault), а качество сборки было разочарованием. В это же время Делориана обвинили в наркоторговле, а через несколько лет, когда у него не осталось денег на компанию, оправдали за неимением доказательств. 

Вообще автомобильный рынок - жестокая штука: здесь легко промахнуться с названием машины (примеры тут) или выбрать неудачный дизайн (примеры тут), что прибыли точно не принесет.