Что ищут пользователи:

CексОтношенияАвтоНовостиПогода

Во время войны «союзники» поставили в СССР техники на сумму около $11,3 млрд

Даже по нынешним меркам поставки в СССР различной помощи на общую сумму $11,3 млрд. выглядят внушительно. Но, если сделать поправку на реальный "вес" доллара в то время, получится около 138 млрд. современных долларов, и это только в Союз! А ведь были еще Великобритания - $31,4 млрд., Франция - $3,2 млрд. и Китай - $1,6 млрд.

Читай также: Начало Великой Войны: как это было

А вот насколько поставляемая по ленд-лизу техника соответствовала реалиям фронтовых условий, мы попробуем разобраться.

Источник: commons.wikimedia.org

Studebacker US6

С ноября 1941 года в СССР начались поставки союзной техники по ленд-лизу, который можно назвать первым отсроченным лизингом. Всего в СССР было доставлено 477 785 автомашин разных марок (кроме США, еще английских и канадских), не считая запчастей, которых хватило бы для сборки еще не одной тысячи машин.

Но самым популярным и востребованным грузовиком был Studebacker US6. Это трехосный автомобиль грузоподъемностью 2,5 т с приводом на все колеса. Помимо перевозки грузов и личного состава, автомобиль служил и тягачом для легкой полевой артиллерии, а также использовался как шасси для реактивных установок "Катюша".

Источник: commons.wikimedia.org

 
Американцы поставили СССР по ленд-лизу около 200 тыс. этих машин в различных модификациях. Шоферы очень любили эти машины за их комфорт, надежность и проходимость. Кроме того, к каждому "Студеру" прилагался фантастический, по тем временам, набор инструмента, а для водителя в каждой машине лежала непромокаемая куртка из тюленьей кожи. Правда, далеко не всем водителям достался такой подарок - интенданты и другие причастные к получению машин люди не брезговали такой "спецодеждой".

На "Студеры" устанавливались преимущественно 6-цилиндровые двигатели Hercules. Этот мотор хорошо заводился при низких температурах, что положительно отличало Studebaker US6 от GMC CCKW.

Читай также: Машины Второй мировой войны: колеса Вермахта (фото)

На советском бензине Б-70 мотор выдавал всего около 70 л.с., а на бензине второго сорта с октановым числом 56 и того меньше - 66 л.с. Но падение мощности не сильно сказывалось  на эксплуатационных характеристиках.  Так "максималка" падала с 72 км/ч до 69 км/ч, "переваривал" Studebaker и 56-й бензин.

US6 оснащался 5-ступенчатой коробкой передач без синхронизаторов - 5F1R. Раздаточная коробка соединялась с коробкой передач коротким валом. Грузовики с колесной формулой 6х6 имели двухступенчатую раздаточную коробку с прямой и понижающей передачами.

Источник: commons.wikimedia.org

 
Тормозная система Studebaker включала  гидравлические тормоза на всех колесах и оснащалась вакуумным усилителем. Стояночная тормозная система была механической, трансмиссионного типа.


Тем не менее, многие автомобили были загублены из-за недостаточной квалификации советских водителей. В отличие от отечественных грузовиков, "Студебекеры" требовали качественного топлива, смазки и более грамотного обслуживания. Например, масляный фильтр при замене масла необходимо было заменять новым, но солдаты обычно использовали его повторно.

Рассчитанный на 2,5 тонны, он эксплуатировался с троекратной перегрузкой, из-за чего ломались диски сцепления, рессоры и втулки задних мостов.

Willys

На самом деле, самую удачную конструкцию легкого "джипа" предложила небольшая и малоизвестная компания American Bantam. Стечение обстоятельств позволило именно этой небольшой компании, занимающейся производством небольших спортивных авто, выиграть конкурс и получить контракт на поставку американской армии первых 1500 автомобилей модели Bantam BRC40.

Но армии требовались десятки тысяч таких машин. Поэтому, не спрашивая разрешения American Bantam (опираясь на условия программы военной мобилизации), американские военные передали чертежи вначале компании Willys-Overland, а позже и Ford Motor. После небольшой модернизации Bantam BRC превратился в Willys-МА, а чуть позже и в Willys-МВ.

Одновременно на фордовских конвейерах собирались очень похожие однотипные Ford-GP. Аббревиатура GP произносилось как "джи-пи", которую американские солдаты сократили до "джип". А в широкое обращение название запустила американская журналистка Катарина Хилльер весной 1941 года после испытаний автомобиля.

"Джип" был достаточно легким - чуть более 1020 кг, оснащен четырехцилиндровым (2,2 л) 60-сильным мотором. Willys MB представлял собой рамный открытый автомобиль с неразрезными мостами и увеличенным дорожным просветом.

Коробка передач была трехступенчатой, с синхронизаторами на второй и третьей ступенях. Добавленная в трансмиссию двухступенчатая раздаточная коробка позволяла понижать передачи и на пониженном ряду подключать передний мост. На шоссе Willys MB развивал до 104 км/ч, но был требователен к бензину (октановое число не меньше 70-ти) и смазочным материалам.

За годы войны построили 361 349 джипов - "виллисов" и "фордов". В СССР было поставлено более 51 тыс. таких машин.

Dodge WC "Три четверти"

Свое название "Три четверти" этот легкий грузовичок получил за свою грузоподъемность в ? тонны - 750 кг. Сейчас его можно назвать тяжелым, многофункциональным внедорожником, ставшим предтечей появления семейства Hummer.

Источник: commons.wikimedia.org

 
Dodge WC базировался на усиленной лонжеронной раме, к которой на продольных рессорах крепились неразрезные ведущие мосты. Шарниры равных угловых скоростей были двух типов "БендиксВейсс" и, реже, "Рцеппа".

Рядных 6-цилиндровых нижнеклапанных двигателей было 7 модификаций от 3,3 до 4-х литров, которые развивали от 79 до 99 л.с., что весьма неплохо по тем временам. Эти моторы работали с четырехступенчатой КПП и раздаточной коробкой, через которую можно было подключить переднюю ось.

Самыми распространенными были версии WC-51 и WC-52. Также производились трехосные артиллерийские тягачи WC-63, которых к нам попало сравнительно немного. Всего в СССР было отгружено 24 902 двухосных Dodge с бортовой цельнометаллической платформой, а также 300 штук трехосных.

Источник: commons.wikimedia.org

 
Кроме того, было ввезено 10 штабных автобусов WC-53 Carryall, которые обслуживали промежуточный аэродром под Полтавой, куда садились американские бомбардировщики B-17, совершавшие свои разрушительные рейды из Великобритании.
 
Американские мотоциклы
 
 

Наибольшее распространение в СССР получили мотоциклы американской компании Indian. Основной моделью стал Indian 741 В. Мотоцикл представлял собой комбинацию нижнеклапанного 492-кубового 15-сильного двигателя и ходовой части от модели "Спорт Скаут". В его основе была трубчатая рама, собранная на болтах, "сухая" задняя подвеска, параллелограммная передняя вилка.

Другим тяжелым мотоциклом этой компании стал Indian 640 В. Он был специально изготовлен по заказу канадской армии и оснащался 745-кубовым, 20-сильным двигателем модели "Скаут". Были предусмотрены варианты как с коляской, так и в варианте "соло".

Indian 841 был оснащен двухцилиндровым V-образным 745-кубовым 25-сильным мотором, который был унифицирован с мотором Sport Scout, но развёрнут в раме на 90 градусов. К двигателю пристыковывалась четырёхступенчатая коробка передач с ножным переключением. Передача крутящего момента на колесо  осуществлялось карданной передачей.

Harley-Davidson

Основной армейской моделью компании Harley-Davidson стала модель WLA или "Освободитель". Мотоцикл оснащался двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем Flathead, рабочим объёмом 739 кубиков и максимальной мощностью 25 л.с., состыкованным с трёхступенчатой коробкой передач. Мотор имел сложную циркуляционную систему смазки.

Военный Harley отличался дополнительной фарой со светомаскировкой, креплением под пистолет-пулемет, двумя большими кожаными сумками, покрышками с развитым протектором, глубоким седлом с мягкой центральной пружиной, большими плоскими подножками, широким рулём с отогнутыми назад рукоятками и приборами, вынесенными на бак.

Модель XA 750 являлась американской реакцией на немецкий BMW R71. Копия немецкого 748-кубового оппозитного мотора устанавливалась на "харлеевскую" ходовую. Кроме того, с немецкого R71 была заимствована карданная передача, четырёхступенчатая коробка передач и задняя "свечная" подвеска. Всего было выпущено около 1 тыс. мотоциклов этой модели, которые нашли своё применение на фронтах Северной Африки.

 
Мотоцикл Harley-Davidson XS представлял собой американское видение тяжелого мотоцикла с коляской, навеянное BMW R75. Машина оснащалась двигателем модели ХА, приводом на колесо коляски, подпружиненной коляской и резиной с ярко выраженным внедорожным рисунком.

"Харлеев" в СССР было поставлено сравнительно немного. Всего Советский Союз получил от союзников 35 170 мотоциклов.

Резюме

Американская техника стала своего рода открытием для советского народа. Она предполагала иной, технически более грамотный уровень обслуживания и эксплуатации.

В то же время, эти машины были своего рода эволюцией развития американской конструкторской школы, хорошо известной у нас по моделям "ГАЗ" и "ЗиС", которые продолжали использовать разработки Ford и других американских компаний в своих моделях.

Кроме того, эта техника была хорошо адаптирована к нашим условиям, была конструктивно проста и не очень требовательна к качеству горючего.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK