Что ищут пользователи:

CексОтношенияАвтоНовостиПогода

Не так давно Госавтоинспекция растонировала собственные автомобили, тем самым показав пример всем "затонированным" автолюбителям. И, чтобы гаишникам было не обидно, Департамент ГАИ заявил о готовящейся акции по проверке стекол всех автомобилей на предмет светопропускаемости, а при обнаружении несоответствия установленным стандартам обещают штрафовать на 340 - 425 гривен.

Но добровольно отказаться от тонировки наш водитель не готов, ведь затонированный автомобиль выглядит на порядок красивее, солиднее и престижнее. Качественная тонировка поглощает солнечные блики, устраняет эффект зеркала, нейтрализует слепящий свет встречных и попутных машин, а также отражает 99% ультрафиолетовых лучей, предохраняя тем самым салон от выгорания. Тонированное стекло прочнее при ударе или попадании камня. Однако необходимо сознавать, что в критической ситуации эта прочность может обернуться боком: срочно покинуть автомобиль при заклинивших дверях будет значительно сложнее, если стекло нельзя быстро выбить.

Фото: UKRAFOTOДобровольно отказаться от тонировки наш водитель не готов

Но у ГАИ свое мнение по этому поводу. Блюстители порядка на дорогах считают, что тонировка существенно затрудняет для водителя возможность обзора дороги, что, в свою очередь, создает опасность ДТП.

Учитывая это, Департамент ГАИ настоятельно рекомендует автолюбителям добровольно расстаться с тонировкой, во всяком случае, с той, что не соответствует определенным требованиям. Так какие же требования к тонировке автомобильных стекол существуют в Украине, и какова разрешенная степень затемнения или тонирования стекол?

Итак, степень затемнения стекол автомобиля регулирует ГОСТ 5727-88, согласно требованиям которого светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее 75% - для ветровых стекол и 70% - для стекол, входящих в поле обзора водителя, определяющее переднюю обзорность. Светопропускание прочих стекол не нормируется. Стекла со светопропусканием менее 70% дополнительно маркируются знаком V. Ветровые стекла, окрашенные в массе и тонированные, не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. Согласно положения в) п. 31.4.7 Правил дорожного движения, запрещена эксплуатация транспортных средств, у которых установлены на стекло дополнительные предметы или нанесены покрытия, которые уменьшают обзорность с места водителя и ухудшают прозрачность. Примечанием к данному пункту указано, что допускается использование на верхней части ветрового стекла прозрачных цветных пленок, а также разрешается использование тонированных стекол, соответствующих ГОСТу 5727-88.

В то же время, в Кодексе об административных правонарушениях (КУоАП) нет ни одной статьи, посвященной нарушениям правил тонировки, а также санкций, предусматривающих определенный штраф. А, как известно, каждая регулирующая или запретительная норма становятся такими лишь в случае наличия ответственности (в данном случае административного взыскания) за их нарушение. Ведь ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена Кодексом Украины об административных правонарушениях, и каждому нарушению соответствует своя мера взыскания. Так называемые "водительские" статьи Кодекса, устанавливающие ответственность не только для водителей автомобилей, но и для пешеходов, велосипедистов, погонщиков гужевого транспорта, должностных лиц автотранспортных предприятий, содержатся в статьях со 121 по 133-2 КУоАП. Итого, каждое нарушение Правил дорожного движения имеет свое установленное определение и степень ответственности. Ни в одной из указанных статей четко и прямо не указано ответственности за применение ненадлежащей тонировки на стеклах.

Однако гаишники умело манипулируют размытой формулировкой ст. 121 Кодекса, которая позволяет пытаться (только пытаться!) привлекать водителей к ответственности за нанесение тонировки на стекла. Статья предусматривает наказание за управление транспортными средствами, имеющими неисправность тормозной системы, рулевого управления, прицепного устройства, внешних световых приборов или имеющими иные технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация запрещена, либо переоборудованными с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов. Именно к такой норме прибегают автоинспекторы, останавливая вас на дороге по причине слишком сильной, по их мнению, затонированности вашего автомобиля.

[page]

Норма, мягко говоря, очень спорная, поскольку тонировка стекла однозначно не является технической неисправностью по определению, и она же не является переоборудованием транспортного средства. Это и есть отправной точкой в споре с инспектором, которую следует учитывать всем водителям. Вашим первым вопросом к гаишнику после претензий к тонировке вашего автомобиля должен быть вопрос, является ли данное затемнение стекол переоборудованием автомобиля или технической неисправностью. Очень часто дискуссия с инспектором на этом заканчивается по причине невозможности идентифицировать правонарушение.

Если же инспектор будет ссылаться на требования ГОСТа 5727-88 и пытаться оштрафовать вас за недостаточную светопропускаемость стекол, то необходимо помнить, что на глаз проверить и определить степень затемнения он не может. Пользоваться в этом случае инспектор может только прибором для проверки светопропускной способности стекла - "Блик".

Фото: sai.gov.uaПользоваться инспектор может только прибором для проверки светопропускной способности стекла - "Блик"

Однако согласно Приказу МВД от 1 марта 2010 г. №33, которым утвержден перечень технических средств, используемых в подразделениях Госавтоинспекции МВД для выявления и фиксирования нарушений ПДД, приборов, определяющих светопропускаемость, нет вообще, не говоря уже о "Блике". Но департамент ГАИ уверяет, что в скором времени примут соответствующие изменения в данный приказ МВД.

Но, даже если прибор "Блик" включат в перечень разрешенных технических средств, то пользоваться ним можно будет только в теплое время года, ведь в инструкции к нему указано, что он может использоваться при температуре воздуха от -10 до +40.

Однако, даже после этого, проверка инспектором вашего автомобиля на предмет правильной или неправильной тонировки весьма спорна. Так, часть 4 статьи 35 Закона Украины "О дорожном движении" предусматривает, что государственный техосмотр транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользовании и зарегистрированных в подразделениях Госавтоинспекции МВД Украины, осуществляется этими подразделениями, а проверка технического состояния этих транспортных средств во время проведения техосмотра - уполномоченными субъектами хозяйствования на основании разрешения, выданного Госавтоинспекцией МВД. Таким образом, подобная проверка автомобиля может производиться только во время его техосмотра, а не по желанию сотрудника ГАИ во время остановки транспортного средства.

Если при этом не возымели действия ваши доводы о том, что гаишник не имеет права в уличных условиях проверять светопропускаемость стекол, что его измерения не соответствуют требованиям ГОСТа, так как термометра с собой нет, гигрометра нет, барометра нет, и нет свидетельства, подтверждающего, что инспектор умеет пользоваться всей этой метеостанцией, и протокол все же составляется, в него собственноручно следует вписать замечания, со ссылками на пункты в ПДД и ГОСТах, объясняя, что замеры были проведены некорректно. Далее протокол можно и нужно обжаловать. Согласно статье 287-288 Кодекса Украины об административных правонарушениях, обжалование возможно как в суде, так и вышестоящему должностному лицу, кроме того, возможно обращение к прокурору, который самостоятельно может внести протест на постановление высшему должностному лицу органа ГАИ, вынесшего постановление. Мотивов обжалования и доводов может быть множество, в зависимости от конкретной ситуации, обстановки, способа фиксации правонарушения и других моментов.

Фото: sai.gov.uaМотивов обжалования и доводов может быть множество, в зависимости от конкретной ситуации

Так, к примеру, если инспектор ГАИ при фиксации факта правонарушения не указал тип прибора (марку) и его серийный номер - постановление безусловно отменится. То же самое будет, если прибор был не откалиброван и не прошел вовремя необходимый осмотр. Несомненно, постановление будет отменено, если согласно инструкции по эксплуатации прибор, к примеру, тот же "Блик", может использоваться в температурном режиме от +20 до -20 градусов, а использовался вне этих показателей. Водитель может заявить, что измерение прозрачности стекла проводилось из салона автомобиля, в котором было тепло, свыше +20 градусов, что, возможно, повлекло некорректную работу измерительной аппаратуры, либо водитель заявит, что инспектор ГАИ осуществлял замер прозрачности стекла в верхней его части, где может находиться и находилась разрешенная ПДД цветная солнцезащитная пленка, что и повлекло за собой некорректные данные при замерах.

Стоит заметить, что на данный момент приборы и процедуры для проверки и фиксации нарушений в сфере тонировки автомобилей настолько несовершенны, что это, несомненно, идет на пользу водителям затонированных автомобилей. А в случае привлечения к административной ответственности за тонировку существует большая вероятность отмены постановления без уплаты штрафов.

Напомним, кампания по проверке автомобилей на предмет тонировки стартовала в сентябре прошлого года, но из-за неблагоприятного для инспектирования сезона была временно приостановлена.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK