Что ищут пользователи:

CексОтношенияАвтоНовостиПогода

Вице-премьер-министр - министр соцполитики Украины Сергей Тигипко ответил на вторую часть вопросов пользователей finance.tochka.net о пенсионной реформе.

Будут ли ограничены пенсии чиновников? Каким образом?

Пенсии чиновникам урезаны будут - для вновь вышедших на отдых лимит в 9 тысяч гривен, то есть 12 минимумов для нетрудоспособных. Более того, мы планируем лишить чиновников значительной части льгот, которыми они сейчас пользуются. Для этой категории изменения в рамках пенсионной реформы будут самыми существенными. Я уже говорил об этом.

Добавлю только, что устанавливая для чиновников максимальный размер пенсий в 80% от заработной платы, мы лишим их возможности прибавлять к пенсии по одному проценту за каждый отработанный год свыше 10 лет. То есть, не будет даже теоретической возможности довести процент до 90, как сейчас.

Какие изменения предусматривает пенсионная реформа для военных и работников силовых структур, на каком основании и с какой компенсацией?

Для военнослужащих мы сохраним все льготы, которые предусматривались раньше. Лишить человека того, что ему уже было назначено, мы не можем.  Никаких изменений не будет для работающих военных пенсионеров. Наиболее существенная перемена - это увеличение для военных выслуги лет с 20 до 25, как это было в советские времена. Мы постепенно начнем увеличивать выслугу лет для права получения пенсии за выслугу, чтобы не получалось, что люди уходят на пенсию в 35-37 лет. Но при этом льготный порядок исчисления выслуги будет сохраняться при определении размера пенсии

Мы будем стимулировать военнослужащих дальше оставаться на службе. А это - возможность получить соответствующий опыт и сделать карьеру. Кроме того, на данном этапе мы рассматриваем вопрос о сохранении 90% выплат после выхода на пенсию для тех военных, у кого маленькие заработные платы. Такое предложение нам поступило в рамках общественного обсуждения пенсионной реформы.

Будут ли предусмотрены льготы по возрасту выхода на пенсию и размеру пенсии для определенных категорий граждан? Для каких именно?

В основном со льготами при выходе на пенсию ничего не меняется. Неизменным порядок начисление остается для ветеранов труда, например, они сохраняют право на пенсию по состоянию здоровья. Все остается как было для педагогов - при наличии стажа в 25 лет они могут досрочно оформлять пенсию. А те педагоги, которые отработали 30 лет, получат единоразовую помощь в 10 назначенных пенсий. Как и врачи, и работники культуры. Возможно, такую же компенсацию будут иметь и социальные работники, и те, кто трудятся в сфере спорта.

Что касается размера пенсий, то для тех, кто получал, скажем, надбавку за заслуги, эта выплата будет учтена и при исчислении пенсии.

Как я уже говорил, льготный порядок исчисления выслуги лет будет сохранен для определения размера пенсий для работников силовых структур. Во время обсуждения реформы прозвучали также просьбы не распространять действие нормы по увеличению выслуги до 25 лет для тех военнослужащих, у кого последний, так называемый "предпенсионный", контракт. Я думаю, мы постараемся это учесть. Нам сейчас важно слушать людей. Мы соберем все конструктивные предложения и будем предлагать внести изменения в законопроект о пенсионной реформе.

Какие альтернативы проведению пенсионной реформы и повышению пенсионного возраста?

 Перед тем, как внести в парламент законопроект о реформировании пенсионной системы в его нынешней редакции, мы рассматривали различные варианты. Первый - оставить все как есть. И уже через пять лет встал бы вопрос о своевременности выплаты пенсии. А через десять - хватит ли нам денег хотя бы на минимальные выплаты. Второй вариант - повысить взносы в Пенсионный фонд. Но так мы только загоним зарплаты еще дальше в тень. Можно повышать сбор, например, с мобильной связи или продажи квартир, но в масштабах страны это ситуацию не исправит. Поэтому мы пошли по пути постепенного увеличения числа работающих  и перехода к накопительной системе, когда каждый сможет влиять на размер своей пенсии.

 В газетах с объявлениями о трудоустройстве предлагают работу лишь гражданам в возрасте до 45 лет. Что делать тем, кто старше, где доработать до пенсии?

Я бы не ставил вопрос так категорично. По данным социологов, молодежь и людей старшего возраста интересуют совсем разные категории рабочих мест. А в тех сферах, где интересы молодежи и более старших людей пересекаются, начинается конкуренция. Рабочее место достанется тому, кто имеет больше оснований его занять. Я говорю о знаниях, опыте и многих других качествах. Поэтому я призываю всех не сидеть сложа руки и  не судить о ситуации с трудоустройством лишь на основании газетных объявлений. Если вы ищете работу, во-первых, обязательно станьте на учет в Службе занятости. У нас из года в год повышается коэффициент трудоустроенных через эту службу. Кроме того, можно освоить новую для себя специальность, пройдя курсы переквалификации. Количество таких курсов и различных программ переобучения будет из года в год расти - мы в Министерстве социальной политики будем ориентировать центры занятости активно работать на переквалификацию граждан. Во-вторых, я уверен, что хороший профессионал всегда будет востребован. 45 лет - это не самый критический возраст для специалиста. Посмотрите, у нас 2 млн работающих пенсионеров - они же сумели сохранить свое рабочее место.

К слову, частично проблему занятости людей так называемого предпенсионного возраста мы решаем и в рамках пенсионной реформы за счет «отодвигания» возраста выхода на пенсию, в частности женщин. Раньше как было: исполнилось женщине 55, все - руководство хочет поскорее ее уволить. Сейчас, когда пенсионный возраст будет установлен на уровне 60 лет, мотивов уволить пораньше сотрудницу в возрасте будет меньше.

Кроме того, параллельно с пенсионной реформой мы занимаемся усовершенствованием условий ведения бизнеса, созданием привлекательного инвестклимата. Придут инвесторы - будут новые рабочие места.

Депутатские, министерские жены практически не имеют стажа работы, перед пенсией их устраивают на "хлебную" должность и, проработав пять лет до пенсии, они получают до 4 тыс грн. Откуда могут взяться деньги в Пенсионном фонде, если во всех госструктурах люди получают копейки, платят мизерные налоги и взносы, а перед пенсией им выписывают несколько тысяч гривен премий и т.п. и люди получают хорошие пенсии?

Во-первых, тот, кто не имеет достаточного стажа работы, не может претендовать на начисление пенсии по общей формуле. То есть, если человек не платил взносы в достаточном объеме, то на каком основании он будет получать высокую пенсию? Кроме того, после внедрения накопительного пенсионного страхования и персонифицированных счетов, которое мы планируем в рамках пенсионной реформы, те уловки, о которых вы говорите, станут еще более затруднительными. К солидарной пенсии каждый будет получать ровно столько, сколько он отложил на свой счет плюс доходность по вкладам.  

О ситуации с "хитрым" выходом на пенсию мы знаем - действительно, в сегодняшнем законодательстве есть лазейки, пользуясь которыми можно в течение двух лет "нагонять" высокую зарплату и потом отправлять человека на пенсию с хорошим содержанием. Чтобы это прекратить, уже на первом этапе пенсионной реформы мы внедрим такие изменения, которые обяжут брать за основу для расчета пенсии служащим 5 лет подряд. Уверен, что число желающих держать так долго человека на "пустой" должности ради пенсии резко уменьшится.

А теперь отвечу на ваш вопрос о том, откуда могут взяться деньги в ПФ, если госчиновники получают копейки. Давайте разберемся. Чиновников по стране около 300 тысяч, да и то, мы будем проводить сокращения. А плательщиков взноса в ПФ - более 14 млн человек. То есть чиновников около 2%. Их количество не столь существенно, чтобы за счет госслужащих решить вопрос наполнения бюджета ПФ. Гораздо более мощный резерв - зарплаты, которые сегодня занижены донельзя.

Средняя зарплата в госсекторе за 2010 год - 2400 грн. В частном секторе - 1800 грн. Ясно, что последняя сумма - это не то, что есть на самом деле. Поэтому ключевая задача - вывести зарплаты из тени. Мы посчитали, что если довести зарплату у частников хотя бы до уровня госсектора, получим 19 млрд. грн дополнительных вливаний в бюджет Пенсионного фонда. Как этого добиться? Безусловно, нужно повысить ответственность работодателей за такие нарушения и это будет предусмотрено в законе, который правительство намерено подготовить до конца марта. Кроме того, мы должны создавать условия, при которых предпринимателям будет выгодно работать легально. И мы эту проблему решаем: идет дерегуляционная реформа, завершаем налоговую.

И в самой пенсионной реформе немало стимулов для детенизации зарплаты: когда у человека будет персональный счет, он будет заинтересован, чтобы на него попадало как можно больше средств. То есть человек сам будет требовать от работодателя платить ему "в белую". Ну а после того, как мы увеличим число работающих, можно будет подумать о том, чтобы снизить размер единого соцвзноса. Это также будет стимулом работать легально.

Не боитесь ли вы непринятия обществом пенсионной реформы и вас лично как ответственного за нее?

Я считаю, что прошло время краткосрочных решений. Мы должны мыслить на перспективу. Мы должны понимать, что откладывая реформу в долгий ящик, мы в буквальном смысле ставим под угрозу выплату пенсий нашим пенсионерам.

Я глубоко убежден, что эта реформа нужна. Более того, ее судьба будет зависеть от того, сумеем ли мы объяснить людям ее суть, убедить в необходимости изменений. Я пришел в правительство, чтобы реформировать страну. И я уверен, что людям нужны не обещания, а конкретные дела. И я их делаю - без этого для меня смысла быть в политике нет. Я не рассчитываю на стопроцентное принятие моих действий и идей, но,  думаю, когда будет результат, число тех, кто меня поддержит, вырастет однозначно.

Как будет проводиться индексация назначенных в разные годы пенсий, учитывая, что их размеры отличаются в несколько раз даже при равных условиях стажа и заработной платы?

Действительно, между пенсиями, которые были назначены в разное время с разных зарплат при одинаковом стажем, разрыв очень существенный. Бывают случаи, когда новые пенсии выше старых на 70 процентов. С принятием пенсионной реформы таких разрывов не будет.

В законопроекте об изменениях в пенсионном законодательстве предусмотрена индексация пенсий и их повышение не менее чем на 20% от роста средней заработной платы в Украине по сравнению с предыдущим годом. И при условии, что средняя заработная плата по народному хозяйству выросла.

Для неработающих пенсионеров выплаты будут повышаться в зависимости от увеличения прожиточного минимума для нетрудоспособных. Для работающих пенсионеров перерасчет пенсий в связи с увеличением прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц будет проводиться после того, как они оставят работу. При этом будет учитываться прожиточный минимум, установленный на дату увольнения.

Что касается перерасчета пенсий для работающих пенсионеров, то пенсионер, который продолжал работать, через 2 года будет иметь право на очередной перерасчет. Вместе с тем будет изменен механизм исчисления заработка для перерасчета пенсии.Благодаря таким мерам мы остановим рост разницы между старыми и новыми пенсиями.

Почему вы говорите, что для работающих пенсионеров ничего не поменяется, как платили, так и будут платить? Почему не вводится достойный перерасчет за сверхнормативный стаж?

Для большинства работающих пенсионеров на самом деле ничего не меняется. Пенсионная реформа не предусматривает никаких ограничений для тех, кто ушел на пенсию до вступления изменений в силу. Для "новых" пенсионеров ограничения есть, но опять же, только для тех категорий, которые получают большие "специальные" пенсии, - на время работы "спецпенсионеры" будут иметь не повышенную, а обычную пенсию, начисленную на общих основаниях.

Теперь о сверхнормативном стаже. Размер надбавки за более продолжительную трудовую деятельность составляет 1 процент основного размера пенсии за каждый дополнительно отработанный год. Стоимость одного года стажа составляет 1,35%.

В рамках пенсионной реформы и плавного увеличения возраста выхода на пенсию для женщин в течение 10 лет мы дополнительно за каждые полгода более позднего выхода на пенсию будем увеличивать выплаты на 2,5%.

Когда начнет действовать пенсионная реформа и кого она коснется?

Мне часто приходится слышать, что пенсионная реформа направлена на нынешних пенсионеров. Я еще раз подчеркиваю: тем, кому пенсии уже назначены, незачем волноваться. Их реформа не затронет никоим образом. До момента вступления в силу закона относительно реформирования пенсионной системы люди будут выходить на пенсию по старому законодательству.

Новый закон о пенсионном обеспечении, по моим оценкам, может быть принят до  конца марта.  

Какие стимулы будут предусмотрены для увеличения трудового стажа и повышения пенсионного возраста?

Стимулы, безусловно, будут. Прежде всего, в связи с более продолжительной трудовой деятельностью женщин. За дополнительно отработанные 5 лет государство увеличит пенсию женщинам на 25%. Отмечу, что, плавно выравнивая пенсионный возраст для женщин и мужчин, мы даем возможность им снизить вероятность бедности в старости. Из-за более низкого порога трудоспособного возраста средняя пенсия женщин и сегодня ниже, чем у мужчин. И если ситуацию не менять, то из сегодняшних 67% средняя пенсия женщин упадет до 25-35%.

Повышение пенсионного возраста - это только первый этап реформы. Причем, многие европейские страны его уже давно прошли. Далее - введение накопительной системы. Как раз на этом этапе будет ощутим эффект от увеличения трудового стажа: чем дольше человек будет оставаться на работе, тем больше он сможет отложить на свой счет, тем выше будет его пенсия.

Читайте о том, как проходили реформы пенсионной системы в России, Казахстане и Прибалтике. Решайте, на кого стоит равняться Украине, изучив пенсионную систему США, Японии и Швеции.

Это интересно

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK