«Зачем я вписался в это дерьмо»: откровенное интервью с Кристианом Бэйлом и Мэттом Деймоном

Не слишком разговорчивый Кристиан Бэйл и слегка напряженный Мэтт Деймон. Они долгие годы ходили на одни и те же церемонии, общались с одними и теми же репортерами, но не были знакомы лично. «Мы всегда перекидывались парой слов, — говорит­ Деймон. — А с женой Кристиана я познакомился за 20 лет до того, как встретился с ним».

Бэйл и Деймон сыграли главные роли в фильме «Ford против Ferrari», повествующем о жизни американского конструктора Кэрролла ­Шелби и британского пилота Кена Майлза, не оставивших на гонке «24 часа Ле‑Мана» от итальянского автопрома камня на камне. И редакторам GQ удалось пообщаться с актерами. Что жа им рассказали бывший Борн и Бэтмен, нынешние Шелби и Майлз.

  • По материалам GQ.

Расскажите, как вы познакомились. Вы общались до съемок в «Ford против Ferrari»?

Мэтт Деймон: Забавно, но одно из условий этих съемок — нам нельзя проводить много времени вместе. Так что сейчас мы вроде как нарушаем контракт... А, вообще, мы виделись, но никогда так плотно не общались.

Кристиан Бэйл: Но я играл в фильмах, от которых отказывался Мэтт.

Мэтт Деймон: Не понимаю, о чем ты. Ни одного фильма не могу припомнить.

Кристиан Бэйл: И после того, как он ­сливался с проектов, я спрашивал ребят из ­съемочной группы: «А почему Мэтт снова отказался? Я что-то упустил?»

О каких фильмах речь?

Мэтт Деймон: А! Припоминаю разве что тот фильм, за который Кристиан получил своего...

Кристиан Бэйл: Постой, дружище, я не собирался перечислять эти фильмы.

Мэтт Деймон: Но ты и правда здорово там иг­раешь, в «Бойце». Я читал ­сценарий, потому что сама история казалась мне интересной, но твой герой был прописан дерьмово. Режиссером ­тогда еще был другой человек. А потом ­появился Дэвид О. Расселл, переписал сценарий, заполучил Кристиана, — и вышло потрясно.

Мэтт, выходит, если бы вы согласились тогда на роль, у нас бы не было нынешней версии «Бойца», а Крис­тиан не получил бы «Оскар»?

Мэтт Деймон: (Смеется). Слушай, а когда это было, в 2009-м? Я бы сказал, что за это время ты...

Кристиан Бэйл: Должен выплатить тебе какой-то процент?

Мэтт Деймон: Именно.

Мэтт Деймон и Кристиан Бэйл. Одни из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда

GQ

Рад, что мы с этим разобрались. А как вы готовились к съемкам в «Ford против Ferrari», если реальные прототипы ваших героев уже умерли?

Читай также: «Подними зад с дивана и сделай что-нибудь»: интервью с Арнольдом Шварценеггером в честь фильма «Терминатор: Темные судьбы»

Мэтт Деймон: Про ту гонку было снято ­много документалок, на YouTube есть ролики о тех годах. Каждый раз, ­когда я натыкался на старые интервью Кэрролла Шелби, в которых он говорил о Кене Майлзе, у него слезы навора­чивались (Майлз погиб 17 августа 1966 года в Калифорнии, тестируя новый болид. Машина потеряла управление, и на скорости 300 км/ч гонщик вылетел на трассу. прим. ред.). И он все повторял: «Кен Майлз был гениальным ­инженером».

Крис, один твой приятель ­сказал мне, что персонаж Майлза ­похож на тебя больше, чем какой-либо из сыгранн­ых тобою прежде.

Кристиан БэйлМэнголд (Джеймс Мэнголд ре­жиссе­­р картины. прим. ред.) сказал мне то же самое. Мол, ты — это копия парня, которого весь фильм все считают засранцем. Не знаю, как на это реагировать. Он прислал мне сценарий. А когда я читаю портрет героя, то меньше всего сравниваю его с собой. И Джеймса мы с ним знакомы лет десять — сказал: «Кристиан, это твоя копия. Разве ты не видишь? Это ты придурок со сложным характером. И ты это понимаешь!»

«Ты — копия парня, которого весь фильм все считают засранцем», — сказал Джеймс Мэнголд Кристиану Бэйлу

GQ

Мэтт, а кто из сыгранных тобой ­персонажей больше всего похож на тебя?

Мэтт Деймон: Черт возьми, не знаю. Иногда ­пересматриваю эпизоды ­«Умницы Уилла Хантинга» и думаю: «Да это же все про нас с Беном (­Аффлеком. приме. ред.)». А на днях Бен позвонил мне и сказал, что ему ­нужна ­помощь: они с дочерью не могут справиться с ее школьным домаш­ним заданием по математике. И ­оказалось, что я тоже ни черта в этом не понимаю.

Кристиан Бэйл: Ты несколько раз поднимал эту тему на съемках. Когда я из последних сил пытался притворяться, что разбираюсь в автомобилях и знаю, как их чинить.

Мэтт Деймон: Теперь уж забудь.

Кристиан Бэйл: Нет, послушай. Я пытался разобрать и собрать мотоцикл несколько раз в жизни и думал, что хорошо с этим справлюсь. Но у меня постоянно оставались по три лишних болта. И я продолжал кататься на мотоцикле без них, думая: «Что ж, когда-нибудь точно узнаю, что сделал не так».

Мэтт Деймон: Кажется, у тебя слишком много свободного времени.

Кристиан Бэйл: Я, кстати, отлично помню «Умницу Уилла Хантинга». Сколько лет назад вышел этот фильм?

Мэтт Деймон: Лет 20 назад.

Кристиан Бэйл: Точно. Но я видел тебя в другом фильме. Это были... «Школьные узы»?

Мэтт Деймон: Ага.

Читай также: Реальный секс: топ-7 фильмов, где актеры действительно этим занимались

Кристиан Бэйл: Помню, в то время мне никак не удавалось найти работу, я смотрел этот фильм и думал: «Что за тип там играет? Он ведь просто шикарен! И тоже сидит без работы». Я все повторял: «Это несправедливо: даже самые талантливые остаются без денег». А буквально через три дня увидел тебя в «Умнице Уилле Хантинге» и подумал: «Так, Крис, приходи-ка в себя».

Мэтт Деймон: Да, это правда. В то время было трудно найти работу. Бен тоже снимался в «Школьных узах», но предложения на него не сыпались.

«Были времена, было трудно найти работу», — Мэтт Деймон

GQ

Кристиан, до интервью Мэтт сказал мне, что главная черта вашего творчества максимальное погружение в роль. Это хорошо заметно по фильму «Власть», где вы играете Дика Чейни.

Мэтт Деймон: Неправда. Я сказал: если вы посмотрите интервью с Диком Чейни, то решите, что он пародирует Крис­тиана Бэйла.

Для этой роли вы сильно прибавили в весе, а в «Машинисте», наоборот, стали похожим на скелет. Насколько тяжело вам с годами даются такие метаморфозы?

Кристиан Бэйл: Это все вопрос времени.

Мэтт Деймон: Это вопрос жизни! Как-то на съемках у него зазвонил телефон, помощник прибежал с сотовым на площадку и сказал: «Кристиан, вам нужно взять трубку». А он ответил: «Точно, у меня же созвон с кардиологом».

Кристиан Бэйл: Ты преувеличиваешь. Просто в определенном возрасте боль, которую вы время от времени испытывали, становится постоянной. И на восстановление уходит больше времени.

Мэтт Деймон: Когда я работал с Де Ниро над «Ложным искушением» — а мы тогда часто говорили о прибавке и потере в весе, потому что обсуждали его съемки в «Бешеном быке» (для них Роберт Де Ниро поправился на 27 килограммов. – прим. ред.). Он тогда сказал: «Я пошел на это только в силу возраста, мне было 35 лет. Но я бы не стал поправляться снова. Потому что это ужасно, когда твоего тела ­становится слишком много». А после 35 ты уже ничего с этим не сделаешь, просто живешь себе толстяком.

Мэтт, а съемки в последнем фильме о Борне чем-то отличались от работы над предыдущими частями?

Мэтт Деймон: В день моего 45-летия меня снимали с голым торсом — в сцене, где я дерусь на складе. Я отлично выглядел, правда. Какие-то ребята средних лет подходили и спрашивали: «А что вы для этого делали?» И я отвечал­: «Лучше не ввязывайтесь в такие авантюры. Оно того не стоит». Потому что ради той сцены я днями напролет тренировался в зале, а потом валился с ног от усталости. Мышцы стонали от боли.

Читай также: Как выглядеть стильно: советы Кристиана Бэйла

Кристиан Бэйл: Когда вы моложе и мышцы начинают болеть, вы думаете: «Я примерно понимаю, когда это закончится». А в 45 лет в голове крутится только одно: «Зачем я вписался в это дерьмо?» Однажды я снимался в ­сцене с 60-летним каскадером, который то и дело падал с лошади и бился головой о землю. И я думал: «Интересно, а он предполагал, что будет зарабатывать, ломая себе кости в пенсион­ном возрасте?». Падал с лошади он, надо признать, завораживающе. Раньше я любил кататься на мотоцикле­ и тоже иногда падал с него. Любил устраивать гонки на дорогах. Это было весело и романтично — возвращаться домой с окровавленной ­рукой. А ­теперь я ­думаю: «Лучше возьму такси». ­(Смеется). Черт, мы сидим тут как два ворчливых старика. Давайте следующий вопрос.

«Это было весело — возвращаться домой с окровавленной ­рукой. А ­теперь лучше возьму такси», — Бэйл

GQ

Вас объединяет то, что вы снимались как в коммерчески успешных экшен-фильмах, так и в авторском кино у независимых режиссеров. А вы когда-нибудь соглашались на заведомо провальные картины только чтобы подзаработать?

Читай также: Работали за копейки: 10 актеров, получивших рекордно низкие гонорары

Кристиан Бэйл: Конечно, я ведь обыкновенный ­человек. И знаю, как деньги ­влияют на качество жизни. Было время, когда мои родители боролись за кусок хлеба, а я не мог им помочь. Когда вспоминаю это, думаю: «Согрешу ли я, если пойду против себя, но заработаю? Или я пойду против себя, если не предприму ничего для того, чтобы выбраться из нищеты?». Я не могу судить тех, кто стоит перед таким же выбором. Потому что сам до сих пор не знаю, какое решение принять.

Мэтт, а вы с этим сталкивались?

Мэтт Деймон: Вы спросили о провальных фильмах. Давайте перефразируем вопрос.

Хорошо, вы соглашались на фильмы, у которых не было шансов на успех?

Мэтт ДеймонДжеймс Кэмерон предлагал мне роль в «Аватаре». Он сказал: «Мне никто не нужен, Мэтт. Я не ищу звездного актера. Если ты не согласишься, я найду дебютанта и дам ему роль, потому что «Аватар» в тебе особенно не нуждается. Но если согласишься, то получишь 10%». Это к вопросу о деньгах.

Он предложил вам десять процентов от прибыли «Аватара»?

Мэтт Деймон: Да, я отказался тогда от больших денег. Помню, как Кэмерон сказал: «Я в своей жизни снял всего шесть фильмов». Он действительно снял не так много картин, но все их знают. А я об этом даже не подумал. Так вот глупо получилось. Но мои дети сыты. Вроде бы это значит, что все хорошо.