Эверест: 5 самых экстремальных восхождений

Прошло более полувека с момента первого успешного восхождения на Эверест — 25 мая 1953 года Эдмунд Хиллари и шерп Норгей Тенцинг вступили на высшую точку планеты. С тех пор альпинистам уже недостаточно просто одолеть вершину – каждый следующий покоритель ищет способ сделать это каким-то неординарным способом.

Минимум снаряжения, сложные нехоженые маршруты — все эти ограничения альпинисты устанавливают добровольно, бросая себе вызов и сами же на него отвечая. Представляем пять восхождений, от сложности которых захватывает дух не хуже, чем на вершине самого Эвереста.

1980 год: Райнхольд Месснер

Читай также: День альпиниста: как и где покорять горы в Украине

Мнения насчет использования на высоте кислородных баллонов расходятся. Кто-то полагает, что это такое же приспособление, как и остальное альпинистское снаряжение, жизненно необходимый арсенал, а кто-то считает их использование нечестным приемом наравне с допингом у спортсменов, который заметно упрощает восхождение. Как бы там ни было, итальянец Райнхольд Месснер, уникальная фигура в истории альпинизма, впервые в одиночку (а до этого в 1978 году в паре с Петером Хабелером) поднялся на вершину без кислородных аппаратов. А ведь это чревато гипоксией, головной болью, апатией, бессонницей, нарушениями мозгового кровообращения, галлюцинациями и даже безучастностью ко всему — симптомы, непозволительные на такой высоте. Недаром последние несколько сотен метров называют “зона смерти“. Силе воли этого человека остается только поражаться и, может быть, немного завидовать: в 1970 году погиб его брат, а чудом выживший Райнхольд лишился семи пальцев ног, в 1972 году погиб его напарник по связке. Но несмотря на все эти трагические препятствия, он сумел стать первым человеком, покорившим все 14 восьмитысячников мира.

Эверест: 5 самых экстремальных восхождений

wikipedia.org

1980: Велицки и Чихи

Восхождение на Эверест — тяжелое, экстремальное предприятие. И неизвестно, кто кого в конечном счете покорит: человек вершину или наоборот. Это испытание и характера, и физической формы, а иногда и судьбы, для которого у альпинистов всегда были только весна и осень, когда погодные условия оптимальны. О зимнем восхождении долгое время речи вообще не шло: температура в этот период падает до минус 60 градусов Цельсия, а ураганные ветра практически не оставляют шансов на безопасный подъем или спуск. Но в 1980 году польская экспедиция под руководством Анджея Завады впервые предприняла попытку восхождения именно зимой. С великим трудом добившись от властей Непала разрешения, экспедиция получила в свое распоряжение беспрецедентные сроки: на прохождение маршрута им выделили два с половиной месяца и ни днем больше. Может быть, власти рассчитывали, что это отпугнет альпинистов, покачнет их боевой дух, и они откажутся от безумной идеи — зимнего покорения Эвереста.

Читай также: Покорение Маттерхорна: экстрим-фото швейцарских альпинистов

Но несмотря на все препоны, экспедиция Анджея Завады все-таки отправилась в путь. Поначалу им благоволили и погода, и фортуна, позволив без особых трудностей уже 9 января добраться до высоты 6500 м. Но на этом запас везения кончился: нарастающий с каждым днем ветер сносил палатки лагеря, превращал стены в сплошной массив льда, сдувая с них весь снег, а уж человек для такого урагана и вовсе пушинка, поэтому без травм не обошлось. Далее события закручивались, как спираль: время неумолимо истекало, власти Непала с большим трудом уступили еще два дня, поэтому Велицки и Чихи, у которых было всего по одному баллону кислорода на каждого (а это 5 часов работы), 17 февраля 1980 года приняли решение идти коротким, но опасным путем, не желая останавливаться практически в одном шаге от победы. И наградой им была крыша мира – вершина Эвереста.

Эверест: 5 самых экстремальных восхождений

wikipedia.org

1982 год: первые украинцы на Эвересте

Читай также: Каменные недотроги: 8 непокоренных вершин планеты

1982 год — год дебюта украинских альпинистов на склоне Эвереста в составе советской экспедиции. Парадоксально, но в качестве первого маршрута ими было выбрано сложнейшее и прежде считавшееся непреодолимым вертикальное ребро (контрфорс) юго-западной стены. Этот путь настолько опасен и сложен, что экспедиция 1982 года, одолевшая его, была первой и остается единственной по сей день. Ответственность, лежавшая на членах экспедиции, была колоссальная. Каждый участник прошел жесточайший отбор, а подготовительный этап длился три года. Наконец в марте 1982 года начался подъем, продолжавшийся около двух месяцев. Для штурма горы участников разделили на четыре группы, и первая из них — “Буревестник“ — достигла вершины 4 мая. Но радость была преждевременной, поскольку истратившая почти весь запас кислорода и истощенная тяжелейшим подъемом команда была не в состоянии самостоятельно совершить спуск. Им на помощь отправились участники группы “Авангард“ — украинцы Михаил Туркевич и Сергей Бершов, экипировавшись двойным количеством баллонов с кислородом, лекарствами и питьем. Оказав необходимую помощь группе “Буревестник“, Бершов и Туркевич сами поднялись на вершину Эвереста, несмотря на то, что уже наступила ночь. Это первое — ночное — восхождение украинцев Бершова и Туркевича на самую высокую точку мира до сих пор никому не удалось повторить.

Эверест: 5 самых экстремальных восхождений

mport.ua

2001 год: Эрик Вайхенмайер

Читай также: Свистать всех наверх: как стать скалолазом

В 2001 году на вершину Эвереста ступил первый слепой альпинист – американец Эрик Вайхенмайер, потерявший в подростковом возрасте зрение, но не силу духа и волю к победе. Несмотря на то, что его отговаривали все вокруг, убеждая, что он сам погибнет и погубит всю экспедицию. И это не смотря на то, что ранее в этом же году он покорил вершину горного массива Винсон в Антарктиде (4897 метров над уровнем моря), не смотря на все трудности, которые ему прочили, и о которых он был прекрасно осведомлен. Эрик все же решился на этот шаг длиною в 8848 метров. На протяжении всего пути он ориентировался на звон колокольчиков, прикрепленных к одежде 12 членов его команды, а также на собственный слух, тактильные ощущения, чувство равновесия. Все это, как говорит сам Эрик, позволяет компенсировать отсутствие зрения, слышать пространство и общаться с командой. Конечно, так было не всегда: когда в 13 лет он потерял зрение, ему пришлось пройти через злость, страх, агрессию, пришлось учиться заново ходить, читать, писать. Но он сумел преодолеть собственные отчаяние и злость на болезнь и кажущуюся беспомощность и покорить Эверест — поступок, который далеко не каждому абсолютно здоровому человеку под силу. И не ради потрясающего вида, а ради победы в первую очередь над самим собой.

Эверест: 5 самых экстремальных восхождений

wikipedia.org

1924 год: Мэллори и Ирвин

Безусловно, сложно покорять Эверест в одиночку, сложно подниматься на высоту 8848 без баллонов с кислородом, сложно это делать, полагаясь исключительно на слух и на членов своей команды, сложно ходить нехожеными тропами, сложно преодолевать последние сотни метров в полной темноте. Сложно быть первым в чем-то, но быть первым во всем, кажется, и вовсе не выполнимо. По поводу экспедиции Джорджа Мэллори и Эндрю Ирвина до сих пор ведутся споры, возникают и развиваются противоположные точки зрения — были ли они первыми покорителями Эвереста, удалось ли им ступить на вершину, каковы обстоятельства их гибели? Эти дискуссии, наверное, не утихнут никогда. Но что не подлежит сомнению, так это тот факт, что им приходилось сложнее всех последующих альпинистов – просто потому, что они были первопроходцами во всем.

Читай также: Скалодром Эскалибур: 12 этажей экстрима

У Мэллори и Ирвина не было такого снаряжения и оборудования, каким располагают современные покорители вершин, не существовало спутниковых телефонов, специальной обуви и одежды. А главное, не было накопленного опыта — бесценного и жизненно важного. Им, как незрячему Эрику Вайхенмайеру, нужно было надеяться только на себя, на свои знания, ощущения и интуицию. Они, как и члены экспедиции 1982 года, были вынуждены выбрать сложнейший путь — единственный доступный на тот момент маршрут для иностранцев, который пролегал с севера, а вторую ступень — 40-метровый отвесный склон Эвереста — им предстояло и вовсе пройти свободным скалолазанием. А в совершенстве кислородных баллонов, которыми они пользовались, приходится сомневаться: вряд ли в 1924 году от них было много пользы. Учитывая все эти факторы, большинство сомневается в том, что Мэллори и Ирвин добрались до вершины. Но их экспедиция вдохновила сотни последователей, дала старт не иссякающему и в наши дни интересу смельчаков, дилетантов, профессионалов, любителей, одиночек и команд, состоящих из сотен человек, к покорению Эвереста. Для чего? На этот вопрос в свое время Джордж Мэллори ответил так: “Потому что он существует“.

Эверест: 5 самых экстремальных восхождений

alp.org.ua

Discovery Channel так вдохновились самыми экстремальными восхождениями на Эверест, что сняли о них документальный фильм. Смотри трейлер: