Битое "Стекло" Шьямалана: причины посмотреть и не посмотреть альтернативную супергероику

В далеком 2000 году на волне успеха "Шестого чувства" режиссер М. Найт Шьямалан снимает неоднозначную ленту "Неуязвимый" с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлом Л. Джексоном. 

YouTube

"Неуязвимый" кажется целостным фильмом, без особой динамики, без особых притязаний на сюжетную оригинальность и без объяснений некоторых ключевых фактов (типа того, как герой Уиллиса выжил). Нет, мы, конечно, догадываемся, что "крепкий орешек" по-любому выкрутится, но все же. 

Лента сталкивает двух противоположных персонажей - получившего супергеройскую неуязвимость Дэвида и крайне хрупкого Мистера Стекло. Две крайности и две противоположности, которые одновременно дополняют друг друга и поясняют друг другу собственную сущность. 

Похоже на аллюзию добра и зла, не правда ли? 

Шьямалан через почти 16 лет выпускает новый интригующий фильм - "Сплит". И на первый взгляд уже кажется, что фильм расскажет захватывающую историю о реально жившем человеке с расщеплением личности, но нет.

YouTube

Главная роль в фильме - не за героем актера Джеймса Макэвоя, а, скорее, за его мастерством смены персонажей, заключенных в одно тело. Вот что действительно поражает, так это актерская игра Макэвоя - смена "личности" в одной из сцен происходит на глазах зрителя. 

В остальном же лента - неплохой герметичный триллер, с отличными актерами, но без ожидаемого раскрытия персонажей и их мотивов. Например, вызывает вопросы отношение главного героя к людям, пострадавшим от семейного насилия, взаимодействие личностей между собой и в принципе механизм появления личности-зверя. А еще мы насчитали максимум 6 личностей в фильме - где же остальные, Шьямалан?

YouTube

Ну а теперь - к самому главному: свежая лента "Стекло".

Трейлер многообещающе завлекал запомнившимися героями "Неуязвимого" и "Сплита". И мы уж понадеялись, что фильм будет грандиозной развязкой, но на деле оказался странным и совершенно не реализующим задумку творца. 

YouTube

Фильм изо всех сил старается подать максимальное количество идей, порой провокационных, порой - просто странных. Герои каждый сам по себе, взаимодействие слабое, "химии"  между персонажами, как в "Неуязвимом", почти нет. 

В попытке показать логическое объединение героев в одном фильме теряется нить повествования. Сюжет просто топчется на месте, триллер вроде как и не герметичен, но действие происходит либо в психбольнице, либо недалеко от нее. 

YouTube

Диалоги затянуты, крупные планы нагнетают драматизма, но не более. Под конец перестаешь воспринимать фильм как триллер в принципе. 

Экшн строится на противостоянии Дэвида ("Неуязвимый") и Кевина ("Сплит"), которому помогает многоумный Мистер Стекло. Психолог Сара Полсон пытается убедить их в том, что никаких сверхспособностей у них нет, они обычные люди. 

YouTube

Но (спойлер) все оканчивается грандиозным.... ничем. 

Складывается впечатление, что это фильм-самостеб. "Фирменные" шьямалановские повороты - done, отсылки к другим фильмам - есть, внезапные конфликты персонажей ни с того ни с сего тоже присутствуют. А герои - герои в этой ленте не нужны. Они - просто режиссерский инструмент воплощения задумки. 

Проблема лишь в том, что задумка эта, вероятно, известна лишь самому М. Найту Шьямалану

В общем, если не спойлерить, фильм средний, экшна мало, поворотов достаточно, но мелких. Главное - концептуальность и неоднозначность. 

P. S.: нам показалось, или фильм пытается в некоторых моментах походить на Триеровский "Дом, который построил Джек"?