5 действующих самолетов с технологией стелс
Фишка технологии — в снижении заметности самолета. Достигается за счет специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов / покрытий. Как бы там ни было, легендарный, уже снятый с вооружения ВВС США и сбитый 19 лет назад F-117 это не спасло.
Пользуясь случаем, вспоминаем пятерку более удачных и действующих самолетов с технологией “стелс“.
B-2 Spirit
Читай также: Обреченные самолеты: 10 нелепых аппаратов Второй мировой
Полное название — Northrop B-2 Spirit. Малозаметный тяжелый стратегический бомбардировщик, первый современный серийный тяжелый самолет со схемой “летающее крыло“ (то есть без хвоста, все агрегаты + экипаж + полезную нагрузку несет в себе именно крыло).
Полеты на B-2 Spirit продолжаются с 1989 года, производство прекращено в 1999 году. На данный момент этот самолет является самым дорогим за историю авиации. К 1989 году на разработку бомбардировщика было потрачено в общей сложности $23 млрд.
Сегодня самые “дешевые“ — модификации 1993-го года. Построено таких всего 4 единицы. Стоимость каждой — $4,0282 млрд.
F-22 Raptor
Читай также: Авиагниль: как выглядит крупнейшее в мире кладбище самолетов
Полное название — Lockheed/Boeing F-22 Raptor. Многоцелевой истребитель пятого поколения (новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружение в 2005 году в США). Предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
F-22 — один из самых дорогих истребителей в мире, стоящих на вооружении. По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного “Раптора“ (с учетом стоимости программы разработки) — $411,7 млн.
Американцы гордятся своим самым дорогим истребителем. Всем хвастаются им. И активно умалчивают о том, что у F-22 в бортовой системе генерации кислорода постоянные сбои / каждый второй пилот, летающий на “Рапторе“, страдает от гипоксии...
F-35 Lightning II
Читай также: Как пуля: 10 самых быстрых самолетов
Еще один из семейства “малозаметных“ из пятого поколения. Задумывался как универсальный самолет для вооруженных сил США, а также союзников по НАТО, способный заменить:
- истребитель F-16;
- штурмовик А-10;
- штурмовик вертикального взлета и посадки McDonnell Douglas AV-8B Harrier II;
- палубный истребитель-бомбардировщик McDonnell Douglas F/A-18 Hornet.
Расходы превысили $56 млрд, а стоимость одного самолета составила $108 млн. По оценкам некоторых экспертов, это неоправданно дорого. Особенно если учитывать, что “Молния“ еще и “отличается“ низкими:
- тяговооруженностью;
- живучестью;
- маневренностью;
- не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа.
Тем не менее, аппарат принят на вооружение:
- в Корпус морской пехоты США — с 31 июля 2015 года;
- в ВВС США — с 2 августа 2016 года;
- в ВМС США — август 2018 год.
Су-57
Читай также: Крылатые убийцы: 10 бомбардировщиков мира
Российский тяжелый многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения, разрабатываемый в ОКБ Сухого — для замены истребителей четвертого поколения Су-27 российских ВВС.
Первый полет самолет совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство Су-57. Серийные поставки в строевые части планируются в 2018-2019 годах.
Стоимость программы разработки — $2,8 млрд. Стоимость единицы — $100 млн.
Shenyang J-20
Читай также: Нацистские штучки: 4 гениальных изобретения немцев
Китайский малозаметный истребитель четвертого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной). Первый полет состоялся 11 января 2011, на вооружение принят в начале 2017.
Большая часть тактико-технических характеристик разработки остается в тайне. Но по слухам, Shenyang J-20 “слизан“:
- с российского МиГ 1.44 МФИ (российский опытно-экспериментальный прототип истребителя пятого поколения);
- с американских истребителей пятого поколения F-22 и F-35.
Произведено 9 прототипов и 2 предсерийных образца. В боях пока не дебютировал, ибо на данном этапе еще проходит испытания.