Гордость Союза: ТОП-5 главных достоинств Т-34
Маневренность
Читай также: Боевая сталь: ТОП-10 лучших танков планеты
В корпус танка посажен дизельный двигатель В-2 мощностью 500 лошадиных сил. За счет этого Т-34 с противоснарядным бронированием легко разгонялся до 54 км/ч по шоссе, и 25 км/ч по “пересеченке“, практически не уступая легким танкам в скорости. Обрати внимание: машина имеет высокую маневренность. И это при том, что она оснащена широкими гусеницами, предназначенными для прохождения самой вязкой грязи и снежных сугробов.
Норман Дейвис, профессор Оксфордского университета и автор книги «Европа в войне. 1939-1945. Без простой победы» написал:
“Маневренные советские Т-34 «охотились стаями», как волки, что не давало шансов неповоротливым немецким «Тиграм» выжить. А вот американская и британская бронетехника не была столь успешной в противостоянии немецкой“.
Броня
Читай также: Бумажные танки: безуспешная техника Второй мировой
Броня образцов Т-34, построенных в 1940-м, была далеко не рекордной - не более 40-45 миллиметров. Поэтому Михаил Кошкин (советский конструктор, начальник КБ танкостроения Харьковского завода, создавшего Т-34) придумал наклонное расположение листов брони танка. Благодаря сему снаряды влетали в корпус по наклонной траектории, но пробить ее не могли. Это как повысило живучесть техники (в 2 раза), так и позволило сэкономить на ее весе. Хотя, со временем бронирование увеличить таки пришлось. Но и это не сказалось на скорости и маневренности Т-34.
Танковый ас Тысячелетнего (и тогда же павшего) Рейха Отто Кариус отмечает:
“Хорошо бронированный, с идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием, Т-34 всех приводил в трепет. Мы его побаивались вплоть до конца войны. Бороться с ним можно было только зенитными 88-миллиметровыми орудиями“.
Существует еще несколько способов обезвредить Т-34 (например, попасть в погон башни). Но за счет маневренности танка сделать это было, мягко говоря, сложно.
Орудие
Читай также: Стальные уродины: 5 самых некрасивых танков
В предыдущем пункте мы уже проболтались о том, что Т-34 был оснащен длинноствольным 76-миллиметровым орудием (по началу Л-11, затем заменили на Ф-34). Если вдруг заканчивались снаряды, стрелять можно было и снарядами полевых пушек, главное - чтобы калибр подходил.
Не устраивать военных Т-34 начал только в 1942-1943, когда на поле боя появились “Тигры“ и “Пантеры“. Но танк и тут красиво выкрутился из ситуации. Инженеры установили на него 85-миллиметровое орудие, которое не сказалось на скорости и маневренности агрегата.
Простота в обслуживании
Подбитый Т-34 легко можно было отремонтировать прямо на поле боя. Все благодаря конструкции броневого корпуса, верхний лист кормы которого откидывался на петлях, а крыша снималась. Это без особых проблем и усилий позволяло получить доступ к:
- трансмиссии;
- двигателю;
- заменить все и с потрохами.
Читай также: Украина вооружилась убийцей танков
Неоднократно встречались случаи, когда из двух непригодных Т-34 собирали один боеспособный. Это тоже одна из причин, по которой машина считается одной из лучших единиц боевой техники за всю историю танкостроения. Для того, чтобы управлять аппаратом, “корочка“ об окончании ВУЗа или специальное техническое образование не требовалось. Поэтому водить Т-34 мог любой солдат, прошедший специальное краткосрочное обучение.
Ложка дегтя в бочке с медом
Читай также: Ржавое эхо войны: брошенные танки в Камбодже
Один из главных недостатков танка - теснота в башне. Особенно несладко приходилось заряжающему: часто он стоял прямо на ящиках со снарядами, а стрелянные гильзы постоянно валились ему под ноги. Жизнь командира тоже не была малиной: сплошь и рядом нужно было исполнять роль наводчика. Из-за этого глава экипажа не имел возможности оценить всю картину на поле боя. Оптика Т-34 хоть и была хорошей, но немецким “цейсовским“ образцам уступала почти по всем параметрам. И это далеко не все, чем Т-34 со временем перестал устраивать военных.
А вот еще несколько необычных фактов об этой легендарной бронемашине: